Автоюристы советуют по ОСАГО требовать от страховщиков ремонта авто, не соглашаясь на выплату обесценивающимися рублями

В условиях падения курса рубля опрошенные АСН автоюристы заявили, что потерпевшим в ДТП сейчас выгоднее добиваться от страховщика направления на ремонт, а не соглашаться на денежную выплату в рублях.

17:09
15
Как организовать ремонт авто по ОСАГО? Фото krassever.ru.
Рустам АХМЕТГАРЕЕВ

Утром 24 февраля президент Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции» в Донбассе. Цель — демилитаризация и денацификация Украины.

Некоторые страны начали вводить санкции и отказываться от сотрудничества с российскими компаниями. Это коснулось и автопрома.

Так, японские автомобильные концерны Honda и Mazda прекращают экспорт своей продукции в Россию. Решение было принято из-за ситуации на Украине и санкций против России. Отмечается, что Honda откажется, в частности, от поставок машин и мотоциклов, а Mazda остановит поставки запчастей и комплектующих для своих заводов, расположенных на территории России, пишет газета «БИЗНЕС Online» со ссылкой на портал Nikkei.
 
Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира будут публиковаться в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.

Производитель автомобилей Ford объявил о приостановлении деятельности в России из-за военной операции на Украине, сообщает РБК.

Банк России установил официальный курс доллара в 103,2 рубля, евро — 114,6 р.

За всем этим дорожают и запчасти, необходимые для ремонта повреждённых в ДТП автомобилей, что затронет и сферу ОСАГО. В которой и так много проблем, связанных с расчётом выплат.

В обязательной «автогражданке» сейчас установлен приоритет ремонта над выплатой — пострадавший в аварии автомобиль по ОСАГО по общему правилу должен быть отремонтировать за счёт страховой компании. Но часто страховщикам выгоднее заплатить деньгами — так как выплата будет с учётом износа (битые части автомобиля не были новыми) и по стоимости запчастей, установленных в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА).

Требуйте ремонт!

АСН опросило автоюристов о том, какое возмещение лучше выбирать потребителям в ОСАГО в сложившейся экономической ситуации.

Юрист Ольга Курзина прокомментировала АСН, что политическая и экономическая ситуация меняется сейчас в России каждый день и поэтому по ОСАГО потребителям лучше выбирать возмещение в виде ремонта.

«Цены на запчасти растут каждый день, справочники РСА, даже которые должны начать действовать в марте, содержат ещё «старые» цены. Указанной там стоимости даже сейчас не хватает для полноценного ремонта, страховщики требуют доплаты или стараются выплатить с учётом износа», — обратила внимание автоюрист.

Потребителям есть смысл настаивать на организации ремонта самим страховщиком. Для этого нужно сразу писать заявление о возмещении в натуральной форме. «Но даже после ремонта, скорее всего, возникнут вопросы, потому что при таком росте цен страховщики и станции техобслуживания не смогут провести качественный ремонт», — предупредила Ольга Курзина.

Справочники РСА сейчас актуализируются раз в три месяца, но велика вероятность того, что указанные в них стоимости будут всё дальше отдаляться от реальности, считает эксперт.

«Сейчас, когда ситуация с рублём меняется каждый час, естественно разумеется лучше требовать ремонт», — отметил АСН директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв.

Сколько будут стоить автозапчасти на момент, когда машину будут ремонтировать — сложно предсказать. При этом сами страховщики и раньше были не особо заинтересованы давать потребителям направление на ремонт — так как при оплате деньгами они платят меньше, не возмещая износ, отметил Роман Царёв. Поэтому скорее всего невнимательным клиентам они и сейчас будут предлагать деньги с износом, считает юрист.

Можно деньгами, но без учёта износа. А это ещё только обсуждается властями

«Комплектующие, поставляемые в страну, в подавляющем большинстве своём импортные. Расходные материалы тоже иностранного производства. Кроме того, помимо курса рубля скорее всего могут сказаться также санкции в сфере поставок импорта. Тем не менее, на сегодняшний день пока рано говорить о каких-либо трудностях в связи с данными событиями, отразившихся на конечном потребителе, поскольку события носят совсем «свежий» характер», — рассказал АСН руководитель юридического отдела ООО «Центр юридической защиты» Игбал Рухуллаев.

Если углубиться в вопрос о возмещении деньгами или «в натуре», то лучшим вариантом пока был бы вариант получить деньгами, но без учёта износа. Но инициатива об исключении износа только обсуждается, отметил Игбал Рухуллаев.

Поэтому в текущих реалиях вопрос выбора формы возмещения — палка о двух концах. При выборе возмещения в виде ремонта потерпевший сталкивается с рядом различных проблем, среди которых: несогласие с предлагаемым перечнем станций техобслуживания, некачественный ремонт, ремонт б/у запчастями.

Зачастую, потерпевший приезжает на станцию, в которой ему сразу «подсовывают» соглашение о ремонте бывшими в употреблении деталями. При отказе его подписывать авто в ремонт не принимается, но и отказ от ремонта СТОА не выдаёт. Что, в свою очередь, создаёт проблемы для потерпевшего в доказывании факта обращения на станцию за ремонтом, описал ситуацию эксперт.

Если потерпевший выбирает возмещение в форме ремонта, то прежде всего, он должен внимательно ознакомиться с направлением на ремонт, где указывается, что он будет или не будет доплачивать за ремонт. Стоит отметить, что при стоимости ремонта до 400 тыс. р. (максимальная страховая сумма по имущество по ОСАГО) вопроса о доплате за ремонт не должно возникать вовсе.

«Кроме того, нужно внимательно ознакомиться с предлагаемым на станции соглашением, которое почти всегда содержит согласие на ремонт б/у запчастями. Такое соглашение подписывать нельзя ни в коем случае. Да и вообще, станция должна выдавать акт приёмки авто на ремонт и ничего больше», — обратил внимание спикер.

Возмещения в денежной форме зачастую не хватает по причине несоответствия расценок в справочнике РСА реальным ценам на запчасти на рынке. Часто бывает, что занижена цена в справочнике даже на самый дешёвый китайский аналог, подытожил Рухуллаев. При этом деньгами люди получают на 35-40% меньше выплату, страховые вычитают износ — так как повреждённые детали не были новыми, перечислил эксперт.

По теме:
Страховщики под американскими санкциями: штатный режим и первые трудности
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
15 комментариев
15 комментариев
  • ЗаВас
    18:26

    «Да и вообще, станция должна выдавать акт приёмки авто на ремонт и ничего больше», — обратил внимание спикер.
    )) имхо, грош цена этому спикеру! пусть идет учит матчасть, прежде чем такое озвучивать. сослался бы на норму права или практику, где так категорично.

    • Игорь Рухуллаев
      20:45

      Матчасть получше тебя знаю, «уважаемый». Судебную практику тем более. Тут дан краткий комментарий на тему. Поскольку, посыл статьи несколько иной.
      Специально для тебя распишу.

      Выдержка из п. 4.17 Положения Банка России № 431-П.

      В случае возмещения причиненного ущерба в натуре страховщик выдает потерпевшему в сроки, предусмотренные пунктом 4.22 настоящих Правил, направление на ремонт. Направление на ремонт в обязательном порядке должно содержать сведения:

      о потерпевшем, которому выдано такое направление;

      о договоре обязательного страхования, в целях исполнения обязательств по которому выдано направление на ремонт;

      о транспортном средстве, подлежащем ремонту;

      о наименовании и месте нахождения станции технического обслуживания, на которой будет производиться ремонт транспортного средства потерпевшего и которой страховщик оплатит стоимость восстановительного ремонта;

      о сроке проведения ремонта;

      о размере возможной доплаты потерпевшего за восстановительный ремонт, обусловленной износом заменяемых в процессе ремонта деталей и агрегатов и их заменой на новые детали и агрегаты, или размере износа на заменяемые детали и агрегаты без указания размера доплаты (в этом случае размер доплаты определяется станцией технического обслуживания и указывается в документах, выдаваемых потерпевшему при приеме транспортного средства).

      Срок осуществления ремонта определяется станцией технического обслуживания по согласованию с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему. Указанный срок может быть изменен по согласованию между станцией технического обслуживания и потерпевшим, о чем должен быть проинформирован страховщик.

      Из буквального толкования нормы следует, что основная информация содержится или должна отражаться в самом направлении на ремонт, который выдал СТРАХОВЩИК. А среди иных выдаваемых документов станцией может значится акт приёмки, что будет являться прямым доказательством предъявления ТС на ремонт.

      Посыл статьи попробуй понять, прежде, чем критиковать.

    • Игорь Рухуллаев
      20:51

      Суть в том, что СТОА зачастую предлагают подписать соглашение или иной договор, обосновав, что это и есть тот самый документ, подтверждающий передачу ТС на ремонт. И якобы без его подписания на ремонт принять ТС не имеют права.

  • ЗаВас
    21:40

    «прежде, чем критиковать.»
    критиковать что? цитаты из правил?
    ты утверждал, что станция должна выдавать акт приёмки авто на ремонт и ничего больше, а приведенный набор букв не относится к спору поскольку не содержит утверждений о пречне выдаваемого стоа при премке тс в ремонт! поэтому учим дальше, может найдешь документ который регулирует отношения стоа и потребителя ))

    • Игорь Рухуллаев
      21:58

      Нормы Закона «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной ФЗ «Об ОСАГО».
      Ещё раз повторюсь, можно кучу всего понаписать. Даже в части, где мнения юристов разделяются.
      Можно среди документов выделить также заказ-наряд и прочее. Мы же говорим о том документе, который по сути будет являться доказательством предоставления тс на ремонт. Можно, ссылаясь на нормы Закона «О защите прав потребителей» ещё кучу документов потребовать, в том числе и на комплектующие, используемые при ремонте! Я написал про основной документ.

      Не вижу смысла спорить. Дискуссия закрыта. Посыл статьи, думаю, понятен. Здоровая критика всегда приветствуется. А дешёвые реплики типа «учи матчасть» оставь при себе.

    • Игорь Рухуллаев
      22:00

      Ну а если же ты знаешь нормативно-правовой акт, содержащий закрытый перечень документов, регулирующих отношения между потребителем и СТОА в рамках ОСАГО, то снимаю шляпу. Я такого не слыхал.

  • ЗаВас
    22:22

    «содержащий закрытый перечень»
    про закрытый не знаю, потому что я напротив утверждаю, что перечень открытый и кроме акта как минимум должны выдать договор в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и содержащий сведения перечисленные в п.15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

    • Игорь Рухуллаев
      22:26

      Выше я об этом написал, но я несколько иного мнения. Для этого существует акт осмотра, где указывается перечень повреждений и вид ремонтного воздействия. Который подписывается сторонами. Я ж говорю, посыл статьи несколько иной. Просто мы недопоняли друг друга. Или, возможно, я не совсем ясно выразился.

  • ic
    10:40

    Новое доказательство того, какая хрень эти единые справочники РСА. Проект, грандиозный по масштабу и провалу.

  • power
    17:43

    «кроме акта как минимум должны выдать договор в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ)»

    Что значит «выдать договор»? )

    Договоры заключают (путем акцепта оферты), а не «выдают».

    Вы полагаете, что СТОА и потерпевший, предъявивший направление на ремонт, выданное страховщиком, должны еще какой-то договор заключить между собой?

    На самом деле в обсуждаемой ситуации потерпевший не договаривается со СТОА, он получает исполнение как выгодоприобретатель по договору ОСАГО, заключенному со страховщиком. А СТОА отвечает перед потребителем по п. 6 ст. 313 ГК РФ, полагаю.

    • ЗаВас
      00:02

      «Договоры заключают (путем акцепта оферты), а не «выдают»»
      ))
      1. когда СТОА выдает договор потребителю для подписания — это не направление оферты?
      2. договора не только ВЫДАЮТ, но и ОФОРМЛЯЮТ и ВЫПОЛНЯЮТ и тд
      «потерпевший не договаривается со СТОА»
      ))
      ВС РФ др мнения — соглашение должно быть достигнуто!!!

  • power
    17:49

    Добавлю, что и общее правило пункта 6 ст. 313 ГК РФ здесь не работает, так как все претензии по качеству ремонта все равно к страховщику:

    «5.3. В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.

    В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет СТРАХОВЩИКУ ПРЕТЕНЗИЮ в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.

    Страховщик в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной претензии обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший — представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.

    В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.

    Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 12 Федерального закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“.

    (п. 5.3 введен Указанием Банка России от 06.04.2017 N 4347-У)»

  • strax47
    19:51

    Вранье, вранье и вранье во всем. Европа не актуальна уже. Что там требовать? ОСАГО не актуально уже, кроме ГАИ показать полис. Вы представляете, как станции по ценам РСА нужно выполнить ремонт? Расскажу. Я, эксперт. Осматривал ТС на территории технического центра. Три мастера ТЦ участвовали в консультировании, что писать в акт осмотра. Думали, что осмотр для СК перед ремонтом по направлению. Некоторые предлагаемые мастерами замены вводили меня в стопор. Когда узнали, что я не со страховой — обрадовались и поделились, что приходится высасывать из пальца завышение объема ремонта. Иначе никак. Расскажите теперь, что требовать от страховщиков ремонта авто, не соглашаясь на выплату обесценивающимися рублями в рамках понимания честного добропорядочного гражданина. Дерьмо Ваш сегодняшний ОСАГО делающий человека порядочного в непорядочного. В прочем, это и так всем разумно соображающим понятно. Просто озвучил.

  • dane78
    21:46

    Бред про обновление справочников раз в 3 месяца, справочник не обновляется уже около полугода и черт знает когда обновится, а если и обновится, то вряд ли ценами, соответствующими текущей ситуации на рынке запчастей.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля