Чем опасен «период охлаждения»: спектр мнений

Банк России подготовил проект указания о 14-ти дневном «периоде охлаждения» для договоров добровольного страхования. АСН решило выяснить, какие новые риски – в том числе, налоговые, – страховщики видят в этом новшестве.  

08:12
15
Необходимость возврата всей премии по договору страхования с «периодом охлаждения» может привести к возникновению новых налоговых рисков, опасаются страховщики.
«Налоговые риски могут возникнуть, поскольку страховщики при заключении договора страхования и получении страховой премии несут расходы в виде комиссионного вознаграждения и прочих аквизиционных расходов, – говорит главный бухгалтер АО «СОГАЗ» Наталья Боровкова. – В случае возврата всей уплаченной премии и сторнирования начисленной премии, возникает налоговый риск, связанный с уменьшением налогооблогаемой базы на произведенные расходы по данному договору». Она полагает, что в случае введения «периода охлаждения» в регламентирующих документах потребуется прописать порядок бухгалтерского учета возвращенной премии, учета комиссионного вознаграждения по ним и налогов по этому вознаграждению, а также порядок расчета страховых резервов и расчетов с перестраховщиками. 

По мнению финансового директора СК «Сбербанк страхование жизни» Евгения Никифорова, налоговые риски не возникнут, если договор с условием «периода охлаждения» не будет вступать в силу в течение 14 дней. В этом случае возвращаться будет не страховая премия, а аванс страхователя по договору страхования. Если же договор будет вступать в силу со времени его заключения, то налоговые риски возникнут, потому что страховщик будет возвращать уже не страховую премию, а выкупную сумму (она, как правило, меньше премии). Разница между страховой премией и выкупной суммой уже «заработана» компанией и обложена налогом на прибыль. «Если законодатель и регулятор пойдут по второму пути, необходимо координировать эту работу с ФНС, чтобы благое начинание не закончилось “головной болью” страхового рынка», – говорит Евгений Никифоров. 

Аналогичного мнения придерживается и гендиректор МСК «Страж» Сергей Гущин. Он отмечает, что в случае, если в течение этих 14 дней дата начала ответственности будет «не определена», то возникнут лишь некоторые усложнения учета при агентских продажах. Премии по этим договорам нужно будет приходовать отдельно и выделять по ним отдельные отчеты агентов. Если же договор будет вступать в силу с момента заключения, то возникнут налоговые риски по начислению и уплате комиссии, формированию резерва незаработаной премии и учету прочих аквизиционных расходов (например, бланков). Последние в случае возврата премии по договору могут быть признаны экономически нецелесообразными. 

Главный бухгалтер СК «Согласие» Ольга Фурсова, напротив, не видит налоговых рисков в использовании «периода охлаждения». «С точки зрения квалификации договора, по которому страхователь воспользовался “периодом охлаждения” в целях бухгалтерского учета и налогообложения он будет равносилен договору, не вступившему в силу по любым иным основаниям, с соответствующим отражением в бухгалтерских и налоговых регистрах», – полагает она. 

«Логичнее было бы возвращать премию за вычетом расходов страховщика. И если необходимо ограничить страховщика, можно указать, какой процент премии подлежит возврату», – говорит заместитель генерального директора «Ингосстраха» по финансам Андрей Ларкин. Он полагает, что налоговые риски не возникнут, если структура тарифной ставки позволит осуществить возврат страховой премии в полном размере. Однако сейчас в ее структуре предусмотрены расходы на заключение договора. «Возврат полной стоимости договора выводит операцию по его заключению в минус и оборачивается прямыми убытками страховщика, без каких то бы ни было оговорок», – говорит Андрей Ларкин. 

Главный бухгалтер СК «Альянс» Оксана Макеенко, напротив, полагает, что налоговых последствий можно избежать, внеся изменения только во внутренние документы страховщика. «Я предполагаю, что компании внесут изменения в свои учетные политики. Это будет компромиссное решение, которое позволит избежать налоговых последствий», – говорит она. 
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
15 комментариев
15 комментариев
  • драконья ферма
    09:49

    надо создать Министерство Охлаждения, все равно скоро зима.
    и по всем горящим вопросам по охлаждению и по отморозкам и по оленям — пусть оно парится

  • Cочувствующий
    11:18

    Скоро все равно зима…
    Вопрос с охлаждением уже решили, пора переходить к заморозке…

    Предлагаю нашим нормотворцам подумать о новой идее: «Заморозке договора страхования».
    Смысл прост: если страхователь считает, что риск по договору страхования у него временно снижается до нуля, то он может потребовать «заморозки» действия договора страхования. На срок заморозки страховая защита по договору не действует, но срок договора автоматически увеличивается на период заморозки.
    Например, на время отпуска поставил машину на охраняемую стоянку — договоры каско и ОСАГО на это время «заморозил» — получил на месяц продление договоров. Можно предусмотреть и возврат части премии за время заморозки без продления срока…
    Сразу предусмотреть, что если страховщик захочет осмотреть застрахованный автомобиль после окончания периода заморозки, то пусть делает это по месту нахождения автомобиля, чтобы клиента лишний раз не напрягать.
    Давно пора сделать еще один шаг навстречу страхователям!

    ЗЫ: Даже не знаю, ставить здесь смайлики… и какие…

    • Бомж
      11:37

      И если страхователь захотел по большому страховщик обязан поднести горшок и усадить страхователя таким образом чтобы он не наделал себе под ноги и подскальзнувшись на ентом деле не сломал себе какую-нить часть тела, ведь страховщик в этом заинтересован. Тоже неплохое дополнение к закону.

    • Против ветра
      13:31

      Сочувствующий,
      А за время отпуска машину не могут угнать, сгореть, а при открытой стоянке быть попорченной градом, деревом или третьими лицами, и что тогда с КАСКО?
      А осмотр машины, купленной и застрахованной в Москве при покупке в последствии переехавшей, например, на Урал, страхователь будет оплачивать дорогу и командировочные сотруднику, выполняющему его «хочу» (как говорится «любой каприз, за Ваши деньги»?

      По Вашей аналогии, надо тогда не платить з/п если пошел покурить или играешь в компьтере в рабочее время, запретить отгулы и больничные (только за свой счет, т.к. выздоровел же уже хорошо), а еще круче, охладеть к оплате кап.ремонта квартиры через 30 лет, парковке у магазина, т.к. ничего не купил, и страшно подумать после голосования — охладеть к президенту, губернатору или депутату, т.к. не выполнил предвыборных обещаний, со снятием с должности и т.п. полезных начинаний…

      • Андрей Знаменский
        13:55

        Против ветра,
        По поводу прекращения риска я же специально написал «если страхователь считает», т.е. достаточно его желания на «заморозку». Уж всяко не страховщик должен определять, замораживать договор или нет.
        Про переезд на Урал — это тема для отдельного улучшения договоров каско. Процедура передачи договора на обслуживание в другой филиал грамотно работают у одной-двух страховых компаний.

        Остальные примеры имеют мало отношения к обсуждаемой теме.
        Могу только сказать, что курящих старался никогда не брать на офисную работу, а игру в компьютерные игры в рабочее время всегда рассматривал как обоснованный повод для увольнения…

        • Cочувствующий
          14:00

          Андрей Борисович, не понял, чего это Вы мои слова себе приписываете?
          Помнится у Вас был блог на подобную тему, но с тем пор много воды утекло…
          :twisted:

        • Против ветра
          18:35

          Андрей,
          Я с Вами не спорю, никогда))), считая одним из лучших специалистов в страховании, мне нравится Ваш сайт и я выражал сочувствие ЭРГО по потере Вас, считая это большой ошибкой.
          Вы меня не правильно поняли.
          Конечно заморозку может сделать только страхователь, но, согласно частым вердиктам ВС, как лицо слабое и неосведомленное может сделать ошибки, которые приведут к отсутствию страховой защиты.
          Урал я привел в качестве примера, что далеко не все компании имеют филиалы во всех регионах, даже ТОПы зачастую находятся только в региональных или областных центрах, что не позволяет «задешево» осмотреть машину.
          Остальные примеры — добрый стеб для «Сочувствующего» на тему: до чего может довести людей право заморозки всего, чего им не нравится или не нужно.
          Относительно увольнений полностью с Вами согласен, но таких как Вы мало, а сотрудников в разных компаниях много…
          Кстати, как одному из главных кураторов «квартирного вопроса», Вам должно быть не безразлично, если аналогичное а-ля ОСАГО произойдет в будущем в «вашем» виде страхования и все начнут все морозить…
          Удачи Вам!

    • hris
      15:59

      позволю себе напомнить, что в нашей ситуации молчание — золото…

  • Андрей Знаменский
    14:35

    to Сочувствующий
    Извиняюсь, был не прав в части цитаты.
    В свое время интересовался возможностью временной приостановки действия договора страхования по инициативе страхователя — где это применяется в зарубежной практике, можно ли это реализовать в России как дополнительную опцию в договорах страхования для клиентов.
    А вот делать такую опцию обязательной во всех договорах страхования считаю неразумным!

  • Владимир__
    16:54

    Охлаждение is coming!

  • Против ветра
    18:51

    Обратите внимание — бухгалтеры не видят больших сложностей с проводкой заморозок и возвратов, но это и понятно им не привыкать прятать концы при сведении балансов, а вот «андеррайтинговые» руководители напряглись, т.к. этот принцип не из страхования и не приемлем (кивание на западный опыт — это лицемерие, там в принципе страхование устроено по другому, тогда многое надо менять у нас, если хотим как на западе).
    Любая ответственность, вступившая в силу должна быть оплачена пусть и пропорционально дням несения ответственности.
    А привязка к ОСАГО и требование к РСА в этой части просто безграмотны, де-юре они никакого отношения к добровольным видам не имеют. Данная проблема надуманная и она сама уйдет если ее не провоцировать, т.к. на любое действие находится противодействие, например начнут оформлять на разные дни, без «привязки» к ОСАГО, или договорятся с партнерами по взаимному страхованию допсов друг у друга при выписке полисов ОСАГО, да мало ли, что можно придумать, так и будем кроить Законодательство ежегодно?
    С данной «заморозкой» будет убита главная движущая сила страхования — кросс-продажи… «не выплескивайте ребенка»!

    • ДилетанД
      20:27

      Имхо, читать надо в таком порядке:

      >>например начнут оформлять на разные дни, без «привязки» к ОСАГО, или договорятся с партнерами по взаимному страхованию допсов друг у друга при выписке полисов ОСАГО, да мало ли, что можно придумать

      А затем:
      на любое действие находится противодействие

      И увидим мы через годик после очередной волны жалоб на страховщиков новый законопроект об обязательном охлаждении ВООБЩЕ ЛЮБЫХ договоров страхования.
      И опять виноваты будут все вокруг — вороватые клиенты, состояние дорог, плохие суды, неграмотное регулирование, неразвитые институты и плохое «устройство страхования» — но никак не те, кто затеял эти игрища…

  • Maximus-Old
    20:35

    Мудрейшее правительство. Все с учеными степенями. А Вы завидуете.

  • Y.Polyanskaya
    09:11

    «Период охлаждения» могут сократить до 5 дней
    http://asn-news.ru...

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля