Страховщиков обязали платить за пьяных

Условие правил личного страхования, объявляющее не страховым событие, наступившее с застрахованным, находившемся в состоянии опьянения, признано незаконным и нарушающим права потребителя. Такую позицию занял Роспотребнадзор. Ее поддержали суды двух инстанций.

08:09
40
Доводы страховщика о том, что выплаты по личному страхованию за пьяных граждан провоцируют совершение ими новых аналогичных событий, не убедили суд.
Причиной разбирательства стала жалоба гражданина в Роспотребнадзор на правила ипотечного страхования «ВТБ Страхование». Претензии ведомства вызвала, в частности, следующая формулировка правил личного страхования гражданина: «событие не является страховым, если оно наступило вследствие <...> нахождения Застрахованного лица в момент наступления страхового случая в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения и/или отравления, или под воздействием препаратов в результате применения им наркотических, токсических, сильнодействующих и психотропных веществ без предписания врача». Роспотребнадзор счел ее незаконной и нарушающей права потребителей и предписал страховщику устранить выявленные нарушения.

Страховая компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. Однако суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону Роспотребнадзора. Страховщик, в частности, утверждал, что считает выплаты по событиям, произошедшим по вине застрахованных лиц, находившихся в состоянии опьянения, незаконными, «поскольку подобные страховые выплаты ведут к провоцированию совершения новых аналогичных событий».

В своем решении суд указал, что исчерпывающий перечень возможных оснований для освобождения страховщика от выплаты содержится в ст. 963 и ч. 1 ст. 964 ГК РФ. Согласно ст. 963 ГК РФ, по договору личного страхования страховщик может быть освобожден от выплаты, если «страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица». А согласно ч. 1 ст. 964 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты, если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

Законом или договором данный перечень может быть уменьшен путем дополнительного возложения на страховщика вышеуказанных рисков, отметил суд. Кроме того, он сослался на ст. ст. 9 закона об организации страхового дела («Страховой риск, страховой случай»). Эта норма закона «не ставит вопрос о квалификации произошедшего как страхового или не страхового случая в зависимость от состояния, в котором находилось застрахованное лицо», говорится в судебном решении.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
40 комментариев
40 комментариев
  • sakhalin
    08:51

    Статья 964. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы

    1. Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие:
    воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
    военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
    гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

    «Иное» основание, предусмотренное в Договоре, не важно для суда?

    • Dwarf
      09:41

      Вопрос в другом, куда смотрели юристы страховой компании? По какой причине не подали требование признать решение суда незаконным на основании той же статьи?

    • Anton0203
      13:47

      Давно известная практика. Слово «иное» в данном случае, относится не ко всему иному, а только к нижеперечисленным случаям. Другими словами трактуется примерно так: «если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, то страховая не платит, если иное (обратное) не предусмотрено договором. В правилах может быть указано „даже вследствие ядерное взрыва- имеет место страховой случай“.

  • hris
    09:27

    я одного понять не могу. в чем разница? почему не платить тогда за пьяных в автостраховании?

    • medvezavr
      12:44

      Разница в том, что за руль нельзя садиться пьяным по закону, а бухать у себя дома, в баре, на вечеринке у друзей — это конституционное право гражданина. Ведь тут норм по алкоголю просто нет. Это за рулем глотнул глоток пива и нарушитель, а если глотнул глоток пива, пошел вполне себе трезвым домой и грохнулся на крыльце из-за не убранной дворником наледи — что, никакой выплаты? Тогда может всем страховщикам сразу сухой закон для себя ввести и НИКОГДА, даже за новорожденных детей не принимать ни капли спиртного. В исламе и то мулла фетву может по умеренному потреблению алкоголя вынести, а тут не оговаривается что есть опьянение, каковы дозы. Пишите уж тогда промилле в договоре — более такого-то и в скобках — примерный эквивалент в вине/водке/пиве. :)

      Так что здесь суд прав если не доказано иное.

    • medvezavr
      12:44

      Разница в том, что за руль нельзя садиться пьяным по закону, а бухать у себя дома, в баре, на вечеринке у друзей — это конституционное право гражданина. Ведь тут норм по алкоголю просто нет. Это за рулем глотнул глоток пива и нарушитель, а если глотнул глоток пива, пошел вполне себе трезвым домой и грохнулся на крыльце из-за не убранной дворником наледи — что, никакой выплаты? Тогда может всем страховщикам сразу сухой закон для себя ввести и НИКОГДА, даже за новорожденных детей не принимать ни капли спиртного. В исламе и то мулла фетву может по умеренному потреблению алкоголя вынести, а тут не оговаривается что есть опьянение, каковы дозы. Пишите уж тогда промилле в договоре — более такого-то и в скобках — примерный эквивалент в вине/водке/пиве. :)

      Так что здесь суд прав если не доказано иное.

      • medvezavr
        12:48

        Или если наркотическое опьянение было в результате приема прописанных врачом лекарств, например, сильных обезболивающих. Или токсическое — в результате, например, редкой индивидуальной непереносимости к тем же лекарственным препаратам, назначенным врачом. Умысла гражданина здесь нет.
        А вот сесть за руль в таком состоянии — это уже умысел. Вот в чем дело. Уточнять надо просто конкретные положения, а не писать писанину в общем.

        • Dwarf
          13:07

          В этом случае клиент обязан известить страховщика о начале приема препаратов противоречащих правилам страхования. Не предупредил, сам виноват.

        • gosha
          13:42

          читайте книги — источник знаний про наркотическое опьянение сказано вполне четко «без предписания врача». что касается «конституционного права бухать», то успокойтесь ни одна страховая компания на ваше «право» не покушается. только за все события произошедшие после реализации «права» страховая компания отвечать отказывается. закон «Об организации страхового дела» вообще не содержит никаких описаний страхового случая, отдавая все на усмотрение Договора

        • medvezavr
          13:56

          Если клиент был осведомлен врачом. Кто-кто, а страховщики должны лучше всех знать какая у нас сейчас страховая медицина. Страх один. Так что страховщик еще обязан собрать доказательства, подтверждающие умысел или недоносительство клиентом.

          То же касается и последствий выпивки. Умысел надо доказать, а не заявлять голословно.

          С трактовкой статьи — обратимся к ВС РФ. Аглая вполне разумную предложила. Не оговорена ответственность в тех случаях, когда она снимается законом — только за нее и не отвечаете.
          И в целом ни один договор не может ущемлять право. Оговаривайте конкретику, прорабатывайте четко, а не войте и не пеняйте на ВС РФ. Юристов хороших держите что-ли… Никто не лишает СК прав на суборгацию.
          А то я с РЕСО посудился — смех. Юрист никаких доводов ни устных, ни письменных привести не мог, но СК платить не хотела… А ведь там целый отдел работал. И проиграли по полной.

        • Dwarf
          18:03

          Вы никак в толк не возьмете одну простую вещь, что дополнительная формулировка, это дополнительная бумага с клиента или его представителя, а дополнительная бумага это увеличение накладных расходов на урегулирование убытков, а следственно увеличение тарифа.
          В итоге будет проще, страховщики примут реальность которую прогибает ВС РФ, только тариф на страхование будет выше в разы. И кто останется проигравшим? Правильно, клиент.

        • medvezavr
          18:10

          Да прекратите уже! Чтобы страховщик радел за страхователя?! Никогда. И тарифы высоко уже не задрать, и сверхприбыли не увидете. Прошло золотое время, пора саму модель бизнес-клиент менять. А так от страховых при каждом случае занижение выплаты или попытка отказа. При том, что не пьян, страховые случаи не по моей вине были. А отказы СК ни разу не были в рамках ГК РФ. В итоге это надоело всем — и страхователям, и судам. Сами виноваты.

        • Dwarf
          12:03

          medvezavr, у меня нет цели Вас в чем-то убеждать, есть разные позиции на данный вопрос. Можно до хрипоты спорить кто в чем виноват, и кто в чем прав. Факт заключается в том, что какая бы не была позиция судов, страховщик будет защищать свои интересы, которые обусловлены правилами страхования, или же принимать иные меры. По КАСКО клиенты уже доигрались, тарифы выросли, и еще вырастут. Это закономерная реакция рынка, никто не будет работать себе в убыток.

        • medvezavr
          12:41

          А кто виноват в низком качестве ремонта по КАСКО? Если страховщик, являясь стороной договора, косячит, ремонт автомобиля выполняется так, что на нем становится ездить опаснее, чем до ремонта, то с какого лешего это должна быть проблема страхователя? Или страховщик добросовестно выполнил свои обязательства? Ни страхователь, ни закон, ни суд так не считают. При том, что на досудебные претензии страховщики как правило реагируют отписками. Не, сами доигрались, ребята. Или уходите с рынка, или работайте достойно. Только в моем случае страховщик от отказа урегулирования претензии в досудебном порядке только по основной части иска, не считая судебных расходов, штрафа и неустоек потерял почти в два раза больше. Хотя, мне как страхователю было выгоднее быстро решить этот вопрос по независимой калькуляции и ремонту в небольшой, но добросовестной СТОА, чем собирать документы, судиться.

          А тарифы… Тарифы всегда растут, но в случае КАСКО растут не у всех одинаково, есть более конкурентноспособные варианты. Кроме того, в ближайшие 2-3 года страховой рынок КАСКО неизбежно просядет в силу более низкой доступности автокредита, нежелании людей покупать новый автомобиль в период нестабильности и росте кредитных, страховых и прочих издержек. То же касается и ипотеки. Кто в 14-ом году не успел, тот 2-3 года подождет.

          Пора бы понять главное: страховщик без страхователя — никто. Пустое место. Корпоративный рынок фактически разделен и работать на нем будут с десятка два компаний, остальные либо перемрут, либо начнут добросовестно исполнять Закон. А страхователи уже научились себя защищать.

        • Dwarf
          14:03

          Страховщик не несет ответственности за качество ремонта, это ответственность автосервиса. Задача страховщика возместить расходы по ремонту в соответствии с повреждениями полученными при ДТП. Если есть вопросы к автосервису, на него в суд и подавайте. А сервис, если он кривой, то он кривой при любых обстоятельствах. В общем, тут Вы не правы.
          А страхователей мы ценим, которые исправно сотрудничают с компанией, а не пытаются отжать не положенное, примеров тому масса.

        • medvezavr
          09:52

          Чушь! Ст. 313 ГК РФ: исполнение обязательств третьими лицами в пользу кредитора смотрим.
          СТОА не является стороной договора страхования. На нее направляет страховщик, а потому как сторона-исполнитель договора он несет перед страхователем ВСЮ полноту ответственности за действия своих соисполнителей. Либо платите до копейки для устранения вреда в полном объеме, либо, если желаете возмещать в натуральной форме, отвечаете за действия соисполнителя-СТОА и контролируете его самостоятельно. Страхователь в этом случае в принципе вообще должен не сам отвозить ТС на СТОА, а передавать его страховщику. А дальше — исполняйте договор в разумный срок и баста. А то получается: платить нормально, не занижая выплаты, не платим, отвечать за СТОА, которое со страховщиком, а не со страхователем имеет договор, не хотим, а Закон трактуем только в свою пользу. Дотрактовались…

        • Dwarf
          11:51

          Клиент является Выгодоприобреталем, а не кредитором. А направление на ремонт — натуральной формой возмещения ущерба. Ответственность страховой компании заключается в возмещении фактически понесенных расходов по восстановлению имущества. И нет ни одного правового акта в котором на прямую было бы указано иное. А то чем Вы занимаетесь, называется притягивать за уши.

      • Dwarf
        13:05

        Статья 964. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы

        1. Если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие:
        воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
        военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
        гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

        Тех кто в танке: если договором не предусмотрено иное!
        Переводя на русских язык, Страховщик имеет полное право дополнять исключения по своему усмотрению, а клиент если подписал договор, то значит подтвердил свое согласие. И не надо передергивать.

        • Аглая
          13:14

          <Переводя на русских язык, Страховщик имеет полное право дополнять исключения по своему усмотрению, а клиент если подписал договор, то значит подтвердил свое согласие. И не надо передергивать. >

          Это ваш вольный перевод на русский язык.

          У меня другой перевод: «Если страховщиков и страхователем в договоре страхования прямо не согласована ответственность страховщика за указанные события (воздействие ядерного взрыва etc), то по умолчанию ответственности за них страховщик не несет».

        • dijmailo
          17:34

          А стоило заменить «иное» на «обратное» — стало бы яснее

        • Dwarf
          11:54

          Аглая, даже такая трактовка не отменяет право страховщика расширять перечь исключений, поскольку в законе нет формулировки: «данный список является исчерпывающим». А именно такую трактовку используют суды, при чем абсолютно необоснованно.

      • medvezavr
        12:20

        Э, нет, голубчик. Это вы весьма вольно трактуете закон, пытаясь вывернуть его как вам выгодно. После вступления в законную силу опубликую здесь решение суда по моему делу. Это раз.

        Читайте и изучайте гражданский кодекс от буквы Г до тиража и типографии с комментариями. Особенно всю главу, содержащую 313 статью. Это два.

        Вы высказываете частное мнение, а я опираюсь на разъяснения ведущих юристов страны, в т.ч. на абсолютно официальное Постановление Пленума ВС РФ 20/2013. П. 42. Можете брызжать слюной, что судьи некомпетентны, но это лишь сотрясание воздуха. Судя по представителю страховщика, если большая их часть такие как тот, что был на суде по моему делу, то понятно почему страховое дело у нас в… Он даже правила страхования не читал, хотя и представлял интересы СК. Это три.

        Посмотрю как Вы будете себя вести, если вам по ремонту по КАСКО выдадут а/м с неустраненным перекосом кузова, неисправным рулевым управлением из-за кустарно восстановленной 50А проводки (отказ РУ в движении, возгорание — для профанов в устройстве АМТС).

        • Dwarf
          12:26

          По КАСКО у меня была такая ситуация. Обратился с претензией в автосервис, они отказались удовлетворить претензию. в итоге суд был выигран. К страховой компании у меня претензий не было. Все урегулировали в сроки, возмещение произвели в полном объеме.

        • Dwarf
          12:31

          Еще раз обращаю внимание, что в законе не указано, что данный перечень исключений является исчерпывающим, следовательно сторонами может быть согласован иной перечень исключений, что и делается при заключение договора.
          Судебное решение является произволом чистой воды безосновательно ограничивающим свободу лиц заключивших договор. И в дополнение, если клиенту не нравятся условия, то может не страховаться — это у нас дело добровольное.

        • medvezavr
          15:13

          А с какой стати я должен обращаться на СТОА? Хотя, конечно, я и в устной, и в письменной форме им претензию предъявил. И страховщику тоже. Одновременно в два адреса. Ответы СТОА (приведу в форме диалога для краткости):
          -Нам так согласовала СК.
          -Тогда согласно Правил назначайте экспертизу за свой счет, раз я не согласен с ремонтом. (Для незнающих ПП № 290, п. 37, в действующей редакции 43-е постановление).
          -Мы этого делать не будем.
          -ОК. Комплект документов на руки — заказ-наряд и т.п…
          -По договору с СК мы заказ-наряды не выдаем.
          В итоге копию таки выдали, когда я назначил независимую экспертизу и приехал изымать ТС.

          Ответ СК: разбирайтесь с сервисом.

          Указано — владелец я, заказчик работ и плательщик — страховщик. То есть я не сторона договора.

          313 ГК РФ применяется по предусмотренной этим самым законом аналогии. Так что дуля была показана. Ибо сами страховщики орут, что они лишь финорганизация, для которой я — выгодоприобретатель по риску. А по аналогии с кредитными отношениями — кредитор, т.е. ТОТ, КОМУ ДОЛЖНЫ, в данном случае выполнить добросовестное возмещение в натуральной форме в полном объеме, т.е. отремонтировать ТС до состояния ДО ДТП (до момента причинения вреда). И так не я один решил.

          В законе сказано «если иное не предусмотрено», а разъяснение закона — дело Верховного суда. Что он и сделал. А ваше прочтение уже является частным, но противоречащим судебной практике.

  • Мегабульбулятор
    09:30

    Применение ст.ст… 963-964 ГК до смешного доходит уже) как в анекдоте про грузин: «На экзамене по биологии. Один грузин другому: — Гиви, что такое „белка“? -Это такой грызун, страница учебника 72… — Но Гиви, но там нет ничего про синтез белка!!» :D

  • Андрей Знаменский
    09:48

    Придется Пленуму ВС очередное разъяснение придумывать, чтобы согласовать подобные решения со своим собственным Постановлением:

    50. Совершение дорожно-транспортного происшествия в результате управления транспортным средством в состоянии опьянения в нарушение абзаца первого пункта 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, в силу пункта 1 статьи 963 ГК РФ является основанием для освобождения страховщика от исполнения своих обязательств по выплате страхового возмещения по риску «ущерб от ДТП».


    Впрочем, придумать можно все что угодно, было бы желание…

  • gosha
    10:03

    пора уже привыкнуть, что наш «самый гуманный суд в мире» что такое «страховой случай» и тупо считает не признание случая не страховым отказом в выплате. это намного проще.

  • Дисыч
    12:25

    ВС в своем репертуаре — бухай, ширяйся, всем похрен :mrgreen:
    Меня вот только удивляет, почему до сих пор совершение преступления в состянии алкогольно, токчисечкого, наркотического… опьянения не перевели в смягчающее вину обстятельство :evil:

  • Anton0203
    13:52

    У арбитражников долгое время существовала изумительная практика на этот счет. Они, во-первых, разъединяли причинно-следственную связь СС и нахождения в САО. То есть, шел ты пьяный, упал, ударился головой, помер от потери крови. Или перепил/перекололся и от этого умер (передозировка). Так вот по второму случаю они сслылались на грубую неосторожность. И решения (их полно и в Консультанте, и просто в сети) хорошо мотивированные. Но нет же, с приходом ВС в арбитражную систему, последнюю просто и тупо сломали. А жаль.

    • Statistik
      14:30

      Странно как-то с грубой неосторожностью. Она предусмотрена только в случаях, предусмотренных законами (т.е. КТМ).
      А здесь как раз речь идёт о случаях, которые произошли не потому что «кирпич на голову упал»: «выплаты по событиям, произошедшим ПО ВИНЕ застрахованных лиц, находившихся в состоянии опьянения».

  • Statistik
    15:30

    Кстати, картинка суперская.

  • Andrey59t
    16:09

    у МЕНЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ взглядом на суть проблемы такая мысль(не… больше мыслей):
    1) тариф вырастает до защитного ,- рисковые виды нс уходят, аналогично с какско (можете прочитать и осаго- в реале, а не в декларации ФЗ40),- сворачиваются СК и/или переходят в другую «сферу страхования» :8-)
    2) принудительно создаётся новая «государственная » СК, вынужденная принимать на себя этот груз к своему «государственному кептиву»
    3) весь фин рынок становится «государственным»
    4) это продлится ближайшие 20 лет, — думаю больше он не выдержит/не продержится :mrgreen:
    PS налоги с алкоголя заменят налоги с нефти + пьянь голосует великолепно и легко управляема ;)

  • Charo
    20:05

    Дожили суды поощряют пьяных… А пьянство и наркотики осознанный умысел страхователя. И зачем путать форс-мажор и исключения из страхового случая.

  • hris
    09:51

    Знаете откуда появилось исключение алкоголя? Из того, что в нашем самом гуманном суде довольно проблематично доказать причинно-следственную связь между наступившим событием и употреблением алкоголя. Я столько помню убытков… и смерть от цирроза печени, когда мы не могли выбить мед документы, и ужратых, выходивших с балкона и т.д. и т.п.
    Платить-то можно за все, только тогда страховая премия (с учетом РВД) превысит страховую сумму.
    Но я не понимаю, почему это необходимо? Почему меня лишают права приобретать продукты с более умеренным риском и соответственно более низким тарифом?
    Почему страхователям (фактически навязывая страхование по схеме all risks) уравнивают премию, т.е. заставляя меня платить за кого-то, чтобы он платил меньше… что нафик за уровниловка при разной степени риска?!

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля