Банки забрали у страховщиков почти половину всей комиссии

За 9 месяцев 2013 г. банки получили от страховщиков 47 млрд р. комиссии. Это 44% всей суммы вознаграждения, выплаченного страховым посредникам. Средний размер комиссии банка почти вдвое превысил среднерыночный показатель. При этом доля сборов через банки в общей премии составила всего 15%.

07:52
3
В банках-посредниках оседает почти половина привлекаемой ими страховой премии.

Как следует из данных Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР), в целом за три квартала 2013 г. страховщики заплатили посредникам 108,1 млрд р. вознаграждения (на 31% больше аналогичного показателя предыдущего года) и получили через посредников 455,9 млрд р. премии (+20%).

Основным каналом продаж традиционно оказались агенты-физлица. Через них было собрано 29% всей премии, или 198,8 млрд р. (+15% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года). Агентам-физлицам страховщики заплатили 33,9 млрд р. комиссии (+8%). Средний размер комиссии такого агента составил 17% (аналогичный показатель предыдущего года – 16%).

На агентов-физлиц пришлось 34% всех сборов по автокаско (через них получено 52,6 млрд р. премии, средний размер комиссии – 20%), 56% всех сборов по ОСАГО (54,8 млрд р., 9%) и 28% всех сборов по ДМС (26,7 млрд р., 9%).

Банки стали вторым по объему сборов и самым динамично растущим каналом продаж. Через них страховщики получили 15% всей премии, или 103 млрд р. (+42%). Общая сумма комиссии, выплаченной банкам, – 47 млрд р. (+59%). При этом средний размер комиссии банка составил 46% (годом ранее – 41%) – против 24% (22%) в среднем по рынку.

На банки пришлось 69% всех сборов по страхованию жизни (через них собрано 40,8 млрд р. премии, размер комиссии – 54%) и 47% всех сборов по страхованию от несчастных случаев и болезней (32,0 млрд р., 52%). В общих сборах по автокаско доля банков составила 7% (11,6 млрд р., 19%), а в страховании прочего имущества юрлиц и граждан – 8% (8,2 млрд р., 23%).

Третьим по объему сборов каналом продаж стали агенты – юридические лица. Благодаря им страховщики получили 10% всей своей премии, или 69,1 млрд р. (+2,1%). Сумма вознаграждения, заплаченного посредникам-юрлицам, составила 13,9 млрд р. (+4%), а средний размер комиссии – 20% (практически столько же, сколько и годом ранее).

На этих посредников пришлось 14% всей премии по автокаско (через них собрано 22,4 млрд р., средний размер комиссии – 21%), 12% премии по страхованию прочего имущества юр- и физлиц (13,3 млрд р., 27%) и 10% премии по ОСАГО (10,0 млрд р., 8%).

Через интернет страховщики собрали 1,2 млрд р. (на 26% больше, чем годом ранее). Доля сборов через интернет в общей премии составила 0,18%. При этом 698 млн р. пришлось на автокаско, 247 млн р. – на ДМС, 132 млн р. – на ОСАГО.

Комиссии страховых посредников, 9 месяцев 2013 г.

Посредники Сумма комиссии, тыс. р. Премия*, тыс. р. Средний размер комиссии
9 мес. 2013 9 мес. 2012 Изм. 9 мес. 2013 9 мес. 2012 Изм. 9 мес. 2013 9 мес. 2012 Изм.
Кредитные организации 47 025 615 29 538 024 59,20% 103 001 528 72 474 707 42,12% 45,66% 40,76% 12,02%
Физлица
(включая ИП)
33 920 042 28 159 988 20,45% 198 841 572 172 756 898 15,10% 17,06% 16,30% 4,65%
Другие юрлица 13 881 689 13 388 622 3,68% 69 138 682 67 717 001 2,10% 20,08% 19,77% 1,55%
Автодилеры 9 704 842 6 677 389 45,34% 50 517 885 34 713 979 45,53% 19,21% 19,24% –0,13%
Брокеры 2 610 443 3 549 348 –26,45% 25 076 693 24 160 225 3,79% 10,41% 14,69% –29,14%
Страховщики 486 665 923 577 –47,31% 5 992 218 5 596 708 7,07% 8,12% 16,50% –50,78%
Тур. операторы и агентства 399 109 203 417 96,20% 2 407 643 1 660 516 44,99% 16,58% 12,25% 35,32%
Медицинские организации 32 213 34 882 –7,65% 901 565 194 575 363,35% 3,57% 17,93% –80,07%
Объекты почтовой связи 8 821 20 516 –57,00% 67 381 205 377 –67,19% 13,09% 9,99% 31,05%
Всего 108 069 439 82 495 763 31,00% 455 945 167 379 479 986 20,15% 23,70% 21,74% 9,03%

* Премия, собранная при участии посредников.
Источник: АСН, по данным СБРФР.


Исследования по теме:
«Банки на страховом рынке в 2012-2013 гг.: комиссионный доход по страхованию, премии и КВ по видам, банковско-страховые программы, перспективы сотрудничества»
«Каналы продаж на страховом рынке РФ в 2013 г. и прогноз их развития на 2014–2015 гг.»

Добавьте АСН в избранное на Яндекс.Новостях
 
3 комментария
3 комментария
  • MICE
    09:19

    Ну вот, а мы во всём виним автоюристов.

  • Ведьма из Блэр
    09:54

    Вот как-то так по-моему кэптивные банковские страховщики смотрят на некэптивных.

    photo

  • Morpheus
    13:24

    Будущее страховщиков, не имеющих отношения к банкам (за исключением крупных компаний с кэптивным бэкграундом — типа «СОГАЗА» — или компании из трех букв), вообще видится довольно мрачным. Крупный и средний бизнес редко страхуется в добровольном порядке (за исключением компаний с иностранным капиталом или менеджментом, где это просто must have, диктуемый западными бизнес-традициями), будучи под завязку закредитован, а мелкий не страхуется вообще (99%). Крупные производственные холдинги — особенно добывающие — имеют свои кэптивы. О физлицах речь не идет — ибо если имущество или транспорт не являются предметом залога, то его не страхует никто, за исключением небольшого процента обеспеченных граждан, осознанно пользующихся услугами стахования.
    Страховщики в битвах за клиента уже перешли все границы добра и зла, лупя друг друга компредами, сформированными по законам махрового демпинга (чему немало способствуют сами клиенты, выжимая из страховщиков все, что можно и шантажируя одни компании коммерческими предложениями других, выторговывая сверхнизкую цену и роняя рынок все ниже и ниже).
    Роль посредника пока еще ясна в работе с физлицами (которые не всегда могут самостоятельно и успешно отстаивать свои страховые интересы), бизнес же довольно быстро смекнул, что ему дешевле держать в штате на хорошей зарплате одного менеджера по страхованию (а юридический корпус у него и так имеется) и выкинул брокера из этой цепочки.
    В общем, мы имеем туманные перспективы для всех указанных направлений, кроме банковских. Тем более, что деньги в наше время нужны всем, а вот без страховок большинство предпочло бы обойтись…

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля