Как следует из данных Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР), в целом за три квартала 2013 г. страховщики заплатили посредникам 108,1 млрд р. вознаграждения (на 31% больше аналогичного показателя предыдущего года) и получили через посредников 455,9 млрд р. премии (+20%).
Основным каналом продаж традиционно оказались агенты-физлица. Через них было собрано 29% всей премии, или 198,8 млрд р. (+15% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года). Агентам-физлицам страховщики заплатили 33,9 млрд р. комиссии (+8%). Средний размер комиссии такого агента составил 17% (аналогичный показатель предыдущего года – 16%).
На агентов-физлиц пришлось 34% всех сборов по автокаско (через них получено 52,6 млрд р. премии, средний размер комиссии – 20%), 56% всех сборов по ОСАГО (54,8 млрд р., 9%) и 28% всех сборов по ДМС (26,7 млрд р., 9%).
Банки стали вторым по объему сборов и самым динамично растущим каналом продаж. Через них страховщики получили 15% всей премии, или 103 млрд р. (+42%). Общая сумма комиссии, выплаченной банкам, – 47 млрд р. (+59%). При этом средний размер комиссии банка составил 46% (годом ранее – 41%) – против 24% (22%) в среднем по рынку.
На банки пришлось 69% всех сборов по страхованию жизни (через них собрано 40,8 млрд р. премии, размер комиссии – 54%) и 47% всех сборов по страхованию от несчастных случаев и болезней (32,0 млрд р., 52%). В общих сборах по автокаско доля банков составила 7% (11,6 млрд р., 19%), а в страховании прочего имущества юрлиц и граждан – 8% (8,2 млрд р., 23%).
Третьим по объему сборов каналом продаж стали агенты – юридические лица. Благодаря им страховщики получили 10% всей своей премии, или 69,1 млрд р. (+2,1%). Сумма вознаграждения, заплаченного посредникам-юрлицам, составила 13,9 млрд р. (+4%), а средний размер комиссии – 20% (практически столько же, сколько и годом ранее).
На этих посредников пришлось 14% всей премии по автокаско (через них собрано 22,4 млрд р., средний размер комиссии – 21%), 12% премии по страхованию прочего имущества юр- и физлиц (13,3 млрд р., 27%) и 10% премии по ОСАГО (10,0 млрд р., 8%).
Через интернет страховщики собрали 1,2 млрд р. (на 26% больше, чем годом ранее). Доля сборов через интернет в общей премии составила 0,18%. При этом 698 млн р. пришлось на автокаско, 247 млн р. – на ДМС, 132 млн р. – на ОСАГО.
Комиссии страховых посредников, 9 месяцев 2013 г.
Посредники | Сумма комиссии, тыс. р. | Премия*, тыс. р. | Средний размер комиссии | ||||||
9 мес. 2013 | 9 мес. 2012 | Изм. | 9 мес. 2013 | 9 мес. 2012 | Изм. | 9 мес. 2013 | 9 мес. 2012 | Изм. | |
Кредитные организации | 47 025 615 | 29 538 024 | 59,20% | 103 001 528 | 72 474 707 | 42,12% | 45,66% | 40,76% | 12,02% |
Физлица (включая ИП) |
33 920 042 | 28 159 988 | 20,45% | 198 841 572 | 172 756 898 | 15,10% | 17,06% | 16,30% | 4,65% |
Другие юрлица | 13 881 689 | 13 388 622 | 3,68% | 69 138 682 | 67 717 001 | 2,10% | 20,08% | 19,77% | 1,55% |
Автодилеры | 9 704 842 | 6 677 389 | 45,34% | 50 517 885 | 34 713 979 | 45,53% | 19,21% | 19,24% | –0,13% |
Брокеры | 2 610 443 | 3 549 348 | –26,45% | 25 076 693 | 24 160 225 | 3,79% | 10,41% | 14,69% | –29,14% |
Страховщики | 486 665 | 923 577 | –47,31% | 5 992 218 | 5 596 708 | 7,07% | 8,12% | 16,50% |
|
Тур. операторы и агентства | 399 109 | 203 417 | 96,20% | 2 407 643 | 1 660 516 | 44,99% | 16,58% | 12,25% | 35,32% |
Медицинские организации | 32 213 | 34 882 | –7,65% | 901 565 | 194 575 | 363,35% | 3,57% | 17,93% | –80,07% |
Объекты почтовой связи | 8 821 | 20 516 |
|
67 381 | 205 377 | –67,19% | 13,09% | 9,99% | 31,05% |
Всего | 108 069 439 | 82 495 763 | 31,00% | 455 945 167 | 379 479 986 | 20,15% | 23,70% | 21,74% | 9,03% |
* Премия, собранная при участии посредников.
Источник: АСН, по данным СБРФР.
Исследования по теме:
«Банки на страховом рынке в 2012-2013 гг.: комиссионный доход по страхованию, премии и КВ по видам, банковско-страховые программы, перспективы сотрудничества»
«Каналы продаж на страховом рынке РФ в 2013 г. и прогноз их развития на 2014–2015 гг.»
Ну вот, а мы во всём виним автоюристов.
Вот как-то так по-моему кэптивные банковские страховщики смотрят на некэптивных.
Будущее страховщиков, не имеющих отношения к банкам (за исключением крупных компаний с кэптивным бэкграундом — типа «СОГАЗА» — или компании из трех букв), вообще видится довольно мрачным. Крупный и средний бизнес редко страхуется в добровольном порядке (за исключением компаний с иностранным капиталом или менеджментом, где это просто must have, диктуемый западными бизнес-традициями), будучи под завязку закредитован, а мелкий не страхуется вообще (99%). Крупные производственные холдинги — особенно добывающие — имеют свои кэптивы. О физлицах речь не идет — ибо если имущество или транспорт не являются предметом залога, то его не страхует никто, за исключением небольшого процента обеспеченных граждан, осознанно пользующихся услугами стахования.
Страховщики в битвах за клиента уже перешли все границы добра и зла, лупя друг друга компредами, сформированными по законам махрового демпинга (чему немало способствуют сами клиенты, выжимая из страховщиков все, что можно и шантажируя одни компании коммерческими предложениями других, выторговывая сверхнизкую цену и роняя рынок все ниже и ниже).
Роль посредника пока еще ясна в работе с физлицами (которые не всегда могут самостоятельно и успешно отстаивать свои страховые интересы), бизнес же довольно быстро смекнул, что ему дешевле держать в штате на хорошей зарплате одного менеджера по страхованию (а юридический корпус у него и так имеется) и выкинул брокера из этой цепочки.
В общем, мы имеем туманные перспективы для всех указанных направлений, кроме банковских. Тем более, что деньги в наше время нужны всем, а вот без страховок большинство предпочло бы обойтись…
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily