Комитет Госдумы по экономполитике 16 марта рекомендовал принять во II чтении поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Первоначальный проект этого закона предусматривал уточнение некоторых понятий и значительное уменьшение требований к финобеспечению туроператоров въездного туризма – с нынешних 10 млн р. до 500 тыс. р. В этом виде законопроект был принят в первом чтении в июле 2011 г.
После крушения в начале 2012 г. одного из старейших туроператоров России – компании «Ланта-тур вояж» – авторы законопроекта разработали существенные дополнения к нему. В частности, предложено обязать всех туроператоров выездного туризма вступать в СРО и нарастить уставные капиталы до 10–30 млн р. в зависимости от оборота, а также повысить минимальные размеры финобеспечения для крупных игроков рынка.
Согласно поправкам, оператор с годовым оборотом до 500 млн р. должен иметь банковскую гарантию или страховку на 100 млн р. При обороте до 1 млрд р. размер фингарантий не может быть меньше 200 млн р., а при обороте свыше 1 млрд р. – 200 млн р. плюс 10% от суммы превышения оборота над 1 млрд р.
Помимо этого, в рамках СРО планируется сформировать компенсационные фонды за счет средств каждого участника в размере не менее 1% от финобеспечения. Эти деньги пойдут на покрытие убытков, превысивших страховую сумму.
По оценке Александра Григорьева, гендиректора «Ингосстраха» (страховщик ответственности туроператора «Ланта-тур Вояж»), операторам уровня «Капитал тура» или «Ланта-тура» 300 млн р. хватило бы на покрытие долгов. «На турфирму из первой тройки явно хватит 500 млн р. Проблема, которая здесь может возникнуть, – недострахование ввиду неверного указания оператором реального объема бизнеса. Однако СРО должна помочь избегать таких ситуаций», – полагает Александр Григорьев. При этом лучшим способом защиты туриста он считает страхование каждой путевки.
По мнению заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, основной проблемой остается непрозрачность туристического бизнеса. «Увеличивая столь существенно лимит ответственности, законодатель ставит страховые компании в сложное положение, когда им надо будет принимать решение о заключении договора на основании крайне скудной информации о надежности страхователя. При более прозрачной работе турфирм крупные надежные страховщики охотнее бы их страховали, а договор стал бы дешевле, – полагает Игорь Иванов. – Более того, вполне возможно, что в новых условиях договоры страхования ответственности туроператоров потребуют перестрахования. Весьма вероятно, что для этого придется обращаться к западным компаниям. Это в конечном счете увеличит стоимость страховки для туроператора».
Александр Григорьев, напротив, считает, что не стоит ожидать серьезного повышения цен в связи с увеличением размеров финобеспечения. По его мнению, тарифы на страхование ответственности туроператоров останутся «незначительной величиной» (страховка «Ланта-тура стоила около 0,3% от страховой суммы 100 млн р.).
Туристов застрахуют от банкротства гигантов
Депутаты готовят туристический рынок к новому повышению размеров финансового обеспечения и внедрению саморегулирования в отрасли. Страховщики полагают, что предложенных депутатами мер для защиты туристов недостаточно.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Забота о туристах это конечно славно, но кормить помимо страховщиков еще и СРО это не лучший вариант. Почему бы не подумать еще над проектом. Может как то можно приспособить именно страхование для повышения гарантий?