Страховая революция угодила в долгий ящик

Появление у клиентов страховых компаний эффективного инструмента борьбы с задержками, занижением и незаконными отказами в страховых выплатах откладывается на неопределенный срок.

09:54
12
Страховая революция в опасности – поправки, наделяющие клиентов страховых компаний действенными инструментами защиты своих интересов, попали в долгий ящик.
Предложенные Роспотребнадзором поправки к закону о защите прав потребителей, распространяющие его действие на финансовые услуги (включая страхование) и наделяющие страхователей действенными инструментами защиты своих интересов, вызывали негативную реакцию банковского сообщества и Минэка.

Ассоциация российских банков (АРБ) и Минэк считают, что проект поправок плохо проработан и содержит множество неясных и неоднозначных формулировок. АРБ направила письма с отрицательным отзывом на проект в Минздравсоцразвития, Минфин, Банк России и Минэк. А Минэк подготовил заключение об оценке регулирующего воздействия проекта, в котором предлагает его существенно доработать (тексты письма и заключения есть в распоряжении АСН).

В Минздравсоцразвития АСН сообщили, что сейчас законопроект находится на повторном согласовании с органами исполнительной власти. Это может затянуть принятие поправок на неопределенный срок.

Принятие поправок, подготовленных в конце прошлого года Роспотребнадзором, в частности, предоставило бы клиенту страховщика возможность подавать на компанию в суд по месту жительства (а не по месту регистрации ответчика) без уплаты госпошлины и требовать не только исполнения обязательств, но и компенсации морального вреда. В случае проигрыша страховщику пришлось бы еще и заплатить штраф в 50% от проигранной суммы.

Сегодня подавляющая часть страховых услуг не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, поскольку такую позицию занял в 2008 г. Верховный суд РФ. В результате интересы клиента страховщика практически не защищены: он может подать в суд за просрочку или незаконный отказ в страховой выплате, но не создаст этим каких-либо проблем компании. Судебное разбирательство длится обычно около полугода, а налагаемые судом на страховщика неустойки часто меньше дохода компании от пользования деньгами клиента за это время.

Проблему недостаточной защиты клиентов страховых компаний признают и страховой надзор, и Минфин. Они предлагают решать ее введением штрафов для страховщиков за занижение, задержку и неправомерные отказы в выплатах.

По мнению опрошенных АСН страховых юристов, надзорные санкции к страховщикам за невыполнение условий договоров страхования могут несколько улучшить положение клиентов. Но они не сопоставимы по силе воздействия с законом о защите прав потребителей.

Так, старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков отмечает, что действенность штрафов для страховщиков сомнительна, ведь их можно применять только в бесспорных ситуациях. «В любом случае, они могут защитить страхователя лишь косвенно», – считает он.  

По мнению же старшего партнера бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрия Фогельсона,  «распространение закона о защите прав потребителей на страхование – это вопрос о развитии страхования, о доверии страховщикам».

Опрошенные АСН страховые юристы отмечают также, что вопрос о распространении закона о защите прав потребителей на страховые услуги не так прост, и его решение требует осторожности. Однако, по крайней мере, в части общих правил закон вполне может быть применен к страхованию уже сейчас. «В Европе и на Западе аналогичный закон применяется к страхованию, и там это работает», – отмечает Сергей Дедиков.

Представители банковского сообщества и страховщики с этим не согласны. Они считают, что их деятельность должна регулироваться профильными законами, а не законом о защите прав потребителей.

Так, исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин заявил АСН, что  защита прав потребителей на финансовом рынке должна осуществляться на основании не общих, а специальных норм.

По мнению заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, «финансовые услуги – товар специфический, и их регулирование должно осуществляться в рамках отраслевых законов».

«Улучшать защиту потребителей нужно в рамках прямых законов, которые регулируют страховую отрасль», – полагает вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.

Гендиректор СО «Россия» Юрий Колесников признает инициативу Роспотребнадзора справедливой, однако опасается злоупотреблений правом со стороны страхователей ввиду сложившейся практики правоприменения. «Такой законопроект требует детальной проработки и обсуждения с участниками рынка», – считает он.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
12 комментариев
12 комментариев
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля