Согласно законопроекту, страховщиком в системе ОМС выступает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика осуществляют территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации (СМО).
СМО работают на некоммерческой основе. Их основные функции – передача денег от территориальных фондов ОМС медицинским учреждениям и контроль качества оказанной медицинской помощи. СМО должны получать лицензию ФССН и не могут совмещать ОМС с иными видами страхования.
В соответствии с проектом, резерв оплаты медицинской помощи, формируемый страховщиками, не может превышать половины среднемесячного размера средств на оплату медпомощи. Излишки возвращаются в терфонд ОМС. При этом по обязательствам, вытекающим из договоров ОМС, страховые медицинские организации отвечают своими собственными средствами. Проект также предусматривает фиксированный размер расходов на ведение дела СМО – не более 1,5% от средств, получаемой компанией из территориального фонда.
Авторы проекта предлагают также увеличить минимальный уставный капитал страховщика ОМС с нынешних 30 млн до 120 млн руб. Принятый недавно закон об особенностях банкротства финансовых организаций обязывает страховщиков увеличить минимальные уставные капиталы вчетверо, но выводит из под действия этой нормы страховщиков ОМС.
Как уже сообщало АСН, на этапе публичного обсуждения проект нового закона остро критиковался. Правительство и комитет Госдумы по финансовому рынку согласились поддержать законопроект при условии доработки ко второму чтению – в том числе, в части уточнения статуса и функций страховой медицинской организации в системе обязательного медстрахования.