Например: «Законопроектом вводится ряд понятий, характеризующих финансовую устойчивость страховщиков с учетом международной практики регулирования страховой деятельности и международных стандартов финансовой отчетности». Вероятно, речь идет о постепенном внедрении МСФО на российском рынке. Кстати, в законопроекте уже говорится о составлении консолидированной отчетности по страховым группам.
Упоминается в нем и о «мониторинге финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей (коэффициентов)». Очень интересно. Даже не шаг – прыжок в сторону эффективного регулирования. Прямо не верится: в страховании появятся нормативы финансовой устойчивости, общие для всех, известные всем и, надеюсь, понятные хотя бы большинству. Как и банки, страховщики будут сдавать специализированную отчетность, а надзор – судить о наличии финансовых проблем не только по количеству жалоб от граждан. Все это может вызвать переполох на дремучем рынке, как это случилось в 2004 году – тогда закон об организации страхового дела фактически переписали заново, и некоторые его положения в окончательной редакции стали большим сюрпризом.
Сейчас пруденциального надзора в страховании по факту нет. Есть несколько форм отчетности и четыре отчетные даты. Показатели, в частности по структуре покрытия резервов, подгоняются, на что ФССН не стесняется жаловаться. Формальные требования к финансовой устойчивости скудны, а предписать что-либо, руководствуясь лишь экспертным мнением чиновника, сложно. Вспомнить хотя бы борьбу со схемами в 2005–2006 годах – официальные формулировки не отражали реальных поводов для санкций. И это ненормально, поскольку создает почву для коррупции.
Новая редакция закона о страховом деле нужна уже для того, чтобы было на чем строить финансовый контроль. А вот быстрого эффекта ждать не нужно. Во-первых, система мониторинга устойчивости будет создаваться подзаконными актами. Сомневаюсь, что у Минфина сегодня есть готовые, а тем более протестированные решения. Во-вторых, остается масса технологических и организационных проблем. Росстрахнадзор, очевидно, придется реформировать (потребуется гораздо больше квалифицированных кадров) и оснащать мощной IT-инфраструктурой. В-третьих, затягивать процесс будут сами страховщики, в ход пойдут стандартные аргументы: мол, если новые требования ввести здесь и сейчас, половина компаний вмиг покинут рынок. Мотивация же чиновников на борьбу с саботажем неочевидна, им ведь тоже хлопот прибавится.
Артем ФЕДОРОВ
Загадочный законопроект оказался в повестке дня прошлого заседания правительства
Если этот проект пройдет все инстанции, не изменив своей концепции, шоу гарантировано. Увы, текущую редакцию текста раздобыть не удалось. В Минфине его обещают вывесить на сайт как только, так сразу. В правительстве тоже «утечки» не допустили. Если не считать краткого изложения документа в материалах к заседанию кабинета министров. Выглядит многообещающе.
16.06.2010
16:52
Финанс.