«Отказаться от того, что требует многолетней разработки, но не дает никакой отдачи»

«Должна быть инвариантность».

07:52
Коммерсантъ
[...]

— После неудачного запуска тройки спутников ГЛОНАСС-М в декабре 2010 года из эксплуатации был выведен разгонный блок ДМ-03. Вы собираетесь вводить его снова в строй?

— ДМ-03 — это новый разгонный блок, хотя, по сути дела, это основа старого блока с заменой элементной базы. После неудачного запуска аппаратов ГЛОНАСС не только было выяснено, почему при заправке перелили топливо. Было проанализировано, как вообще велась его отработка. И после скрупулезного анализа подготовлен целый комплекс мероприятий по его доводке. Правильно утверждают в поговорке: обжегшись на молоке, дуют и на воду. Необходимо, чтобы его показатели надежности соответствовали предъявляемым требованиям. Когда план по доводке будет выполнен, тогда этот блок и будет использоваться дальше. По всей видимости, он будет исполнен либо до конца этого года, либо в первом квартале следующего. А пока октябрьский ГЛОНАСС-М полетит на разгонном блоке «Бриз». Кстати, этот пример подтверждает, что должна быть инвариантность. Ведь если бы разгонный блок ДМ-03 был единственным и незаменимым, то мы бы сейчас просто стояли со всей космической программой, с ракетами «Протон», коммерцией, военными спутниками, которые должны запускать.

— А раз уж мы коснулись таких неудач, которые возникают, то логично задать вопрос о страховании космических рисков. Каким образом он будет решаться?

— Страховка — это такой интересный вопрос! Когда аппарат начинает падать, то раздаются вопросы: почему вы не страховали?! Когда же все нормально и все запускается, то начинаются разговоры, что на страховку денег нет, да и зачем она, раз и так все улетает. Не буду скрывать: существуют определенные проблемы с согласованием этих вопросов. Сейчас Федеральное космическое агентство в инициативном порядке готовит свое положение о порядке страхования пусков космических аппаратов. Полагаю, что в течение августа оно будет согласовано внутри Роскосмоса, планируется придать ему временный статус и запустить в работу. Уже после оно будет согласовано на федеральном уровне. Идея заключается в том, что в стоимость аппарата должна входить стоимость страховки. Это общемировая практика. Но рассматриваться все будет в индивидуальном порядке. Например, космический аппарат «Спектр-М» можно застраховать на полную стоимость, но делать это попросту бесполезно. Там надо больше думать о страховании ущерба, который может быть принесен в случае аварийного запуска. Полное страхование должно применяться к серийному производству — к спутникам ГЛОНАСС, например. Представьте, были бы потерянные спутники ГЛОНАСС застрахованы на полную стоимость — можно было бы получить страховую сумму и в течение какого-то времени восполнить потерю. Никаких секретов Роскосмос делать из этого не будет. И всю информацию о страховании планируется разместить в открытом доступе. И второе, что агентство будет делать особо тщательно,— выбирать сами страховые компании. К сожалению, эта тема носит кулуарный характер, а мы ему хотим придать гласность, насколько это, конечно, возможно. Компании будут выбираться исходя из ретроспективы их деятельности на рынке, предлагаемых страховых ставок, условий взаимодействия с организациями ракетно-космической промышленности. Планируется создать некий пул страховых компаний, из числа которых можно будет выбирать наиболее подходящую для страхования своих рисков. Отмечу, что в 2010 году было застраховано 38 запусков на сумму 551,1 млн руб. Всего было два страховых случая. Сумма, которая была выплачена, составляет 115 млн руб. В 2011 году было страхование 17 спутников. Потратили 640,6 млн руб.

— А каково ваше личное отношение к пилотируемой космонавтике?

— Если от пилотируемой космонавтики будут видны результаты, значит, она полезна. Если же человек просто хочет побывать на орбите, то я считаю это неэффективной деятельностью. Нужна отдача.

— А к космическому туризму как относитесь? Почему он так слабо развит в России?

— Я бы не стал говорить, что туризм развит слабо. Россия — единственная страна, которая запускала космических туристов.

— Но ведь ни одного космического туриста из России не было.

— Кто платил деньги, тех и запускали. Космический туризм — это вид коммерческих услуг, осуществляемых за счет собственных средств туристов.

— Будет ли создаваться специальный корабль для туристов, как планировала РКК «Энергия»?

— Космический туризм должен осуществляться на внебюджетные деньги. Если корпорация «Энергия», или любая другая корпорация, или сами туристы смогут их найти и построить такой корабль, то тогда такой туризм имеет право на существование. Космический туризм за счет бюджетных средств — это уже не космический туризм, а другое. Эта мысль и будет развиваться Роскосмосом. Мы за космический туризм, но сначала создайте бизнес-план, а мы поможем взять кредиты. Но никакого отражения в государственной программе этого вопроса быть не должно.

— А будет ли создаваться замена для кораблей серии «Союз», которые эксплуатируются уже не одно десятилетие?

— Планируется, конечно. Сегодня в этом вопросе есть несколько направлений, каждое из которых внимательно рассматривается. Есть проект создания такого корабля — им занимается РКК «Энергия». Первый вариант предназначен для решения целевых задач, то есть для научных экспериментов и исследований, в автономном полете с экипажем до четырех человек и продолжительностью полета до тридцати суток. Второй вариант предусматривает создание корабля для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций с экипажем до шести человек. Запуски планируется осуществлять с космодрома Восточный. Начало летных испытаний начнется ориентировочно в 2018 году.

— 16 августа в Жуковском откроется авиакосмический салон МАКС-2011. Экспозиция Роскосмоса на нем будет представлена большим стендом. Это будет первый стенд агентства, который собирается уже под вашим руководством. Что там можно будет увидеть?

— В какой-то части стенд повторит экспозицию Роскосмоса, которая выставлялась в этом году на Ле-Бурже (авиакосмический салон в Париже.— «Ъ»). То, что было показано во Франции, надо показать и тем, кто там не был. Каждое предприятие—участник салона выставит то, что считает наиболее важным для себя. Не про все хотелось бы говорить заранее, но сюрпризы будут, в том числе касающиеся и пилотируемой тематики. И вы их увидите.

Мы особое значение придаем важной дате — 50-летию полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Поэтому необходимо показать, что было сделано за эти полвека и насколько российский космос продвинулся вперед.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля