Страховое лобби одержало серьезную победу: в мае президент РФ Дмитрий Медведев объявил, что техосмотр будет передан от ГИБДД под контроль Российского союза страховщиков (РСА, объединяет страховщиков по ОСАГО). Теперь талон гостехосмотра (ГТО) будет привязан к полису ОСАГО. Скорее всего, при прохождении техосмотра страховщики будут давать преференции тем автовладельцам, которые уже приобрели у них страховой полис. Это повысит конкурентоспособность компаний, проводящих ГТО, и позволит получить доступ к клиентам напрямую, минуя посредников.
Пока рассматриваются три возможных механизма проведения ГТО: его будут проводить все страховые компании, работающие с ОСАГО, либо ограниченное число таких компаний, либо сервисные станции, аккредитованные при РСА. Наиболее вероятным эксперты считают вариант с ограниченным числом страховщиков. Изменится и частота проведения ГТО. Машинам, выпущенным менее 3 лет назад, его не нужно будет проходить. Машины возрастом от 3 до 7 лет можно будет проверять раз в 2 года, а далее - ежегодно.
Эксперты авторынка считают, что нововведение - результат лоббирования собственников страховых компаний - лидеров ОСАГО. В частности, отмечается заинтересованность в этом Данила Хачатурова, совладельца «Росгосстраха». Именно «Росгосстрах» страхует по ОСАГО больше всего машин, а доля подержанных авто у клиентов компа¬нии высокая. Кроме того, наиболее сильным лоббистом страховой отрасли считается председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Владислав Резник. Он же в середине 1990-х занимал пост председателя правления «Росгосстраха».
Только в Петербурге, доля «Росгосстраха» по сборам ОСАГО в 2010 году составила 27 % (всего было собрано более 6,2 млрд рублей).
Несмотря на то, что победу в битве за техосмотр явно одержали лидеры страхования, посредники надеются, что им останется часть работы. «Страховщики самостоятельно за год не смогут обеспечить техосмотр без очередей», - считает гендиректор брокерской компании «Барс» Мария Сидорова. ОСАГО приносит около 25 % поступлений посредников, каско - 70%, другие виды страхования - 5%. По закону страховщик может давать только 10 % комиссионного вознаграждения агенту за проданный полис ОСАГО, но неофициально премия у некоторых страховщиков доходит до 50 %, что делает этот вид страхования убыточным.
«Мелкие компании зачастую работают на грани выживаемости. Для увеличения заработков они могут продавать талоны ГТО без осмотра автомобилей и таким образом дискредитировать рынок», - считает Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада.
В Петербурге около 1,7 млн машин и проходят ГТО «по-честному» только 30 - 40 % автовладельцев. Остальные платят взятку, средний размер которой - 2,5 - 3 тыс. рублей (плата в коммерческой станции - 1,5 тыс. рублей). Но даже уплата обязывает приехать на станцию, так как для получения талона ГТО необходимо сфотографировать машину. Представитель ГИБДД сообщил, что ГОСТы устарели и ГТО честно не пройдет большинство машин, в том числе и новых иномарок. Например, у новой Toyota Camry ближний свет не соответствует норме.
Тем не менее страховая отрасль пока не готова к передаче ей функций проведения ГТО. В настоящее время эксперты из страховых компаний проводят только беглый осмотр машины перед подписанием договора каско - выявляют царапины, проверяют наличие противоугонных систем, а также сверяют VIN-номера. Более серьезно работают эксперты из отдела выплат, но они специализируются только на оценке повреждений.
Кто на самом деле выиграл от изменений системы техосмотра автомобилей
Изменения в системе гостехосмотра автомобилей приведут к тому, что без денег останутся небольшие страховщики. Эксперты считают, что нововведение - результат лоббирования страховых компаний - лидеров ОСАГО. В частности, отмечается заинтересованность в этом Данила Хачатурова, совладельца «Росгосстраха»