Налетай, подорожало!

Увеличение сборов по добровольному медицинскому страхованию обеспечено не только восстановлением экономики, но и значительным повышением тарифов.

08:13
Профиль Андрей МОСКАЛЕНКО
Как свидетельствует статистика Росстрахнадзора, за год доля добровольного медицинского страхования (ДМС) на российском страховом рынке выросла с 14,6% до 15,4%. Сборы по ДМС за 2010 год увеличились на 15% - до 85,666 млрд рублей. При этом взносов по договорам с юридическими лицами стало больше на 17% (до 73,841 млрд рублей). Стоит отметить, что рост объема поступлений в корпоративном сегменте был связан не с большим числом заключенных договоров, а с увеличением стоимости полисов ДМС. Так, количество договоров ДМС с юрлицами сократилось на 33% (до 1,481 млн рублей), что привело к росту средней стоимости полиса по договорам с юрлицами на 70% - до 49 856 рублей.

Цена вопроса

«За последние пять лет ДМС стало неотъемлемой частью соцпакета, - рассказывает вице-президент по медицинскому страхованию «Группы Ренессанс Страхование» Марина Тихонова. - В кризис работодатели редко отказывались от ДМС совсем, но урезали свои бюджеты на медицинское обслуживание, исключая дорогие программы, такие как стоматология или плановая госпитализация».

Сегодня, по мнению большинства опрошенных «Профилем» участников рынка, налицо возвращение к докризисному наполнению программ многими работодателями, что, естественно, положительно сказалось на сборах страховых премий.

Как считает заместитель генерального директора по личному страхованию СК «Ростра» Сослан Дзугаев, косвенно на увеличение сборов по ДМС подействовало и повышение тарифов, связанное с ростом цен на медицинские услуги в лечебных учреждениях. «Дело в том, что цену медицинских услуг, оказываемых по ДМС, диктуют медицинские организации, а не страховщики, которые на основе стоимости услуг и вероятности их потребления производят актуарные расчеты», - поясняет директор Центра андеррайтинга и управления продуктами медицинского страхования РОСНО Николай Сова.

При этом эксперт отмечает, что ряд лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) цены в кризис не повышал вообще или повысил незначительно, или поднял только в последние время.

Несколько иное мнение на этот счет у Марины Тихоновой: «В разгар кризиса многие ЛПУ, испытывая отток частных клиентов, в одностороннем порядке существенно удорожали обслуживание клиентов по ДМС - на 50%, а то и на 100%. Огромной проблемой стала и тенденция к уходу от фиксации в договоре цены на медицинские услуги на конкретный временной период. Из-за этого ЛПУ получили возможность менять в одностороннем порядке цены, что сводит на нет все андеррайтинговые расчеты страховой компании, негативно влияет на убыточность. Такая нестабильность лишает страховую компанию возможности прогнозировать ситуацию и в конечном итоге мешает развитию практики предоставления скидок хорошим, низкоубыточным клиентам. При этом некоторые страховцики, по данным эксперта, испытывая недостаток ликвидности и следуя политике кэш-андеррайтинга, напротив, давали в тендерах тарифы на уровне демпинга».

По словам руководителя службы по связям с общественностью ОСАО «Ингосстрах» Владимира Клейменова, сейчас цены в этом сегменте страхового рынка выровнялись: уже нет такого разрыва, когда полис одной компании стоит в три-четыре раза дешевле, чем другой. «Не могу говорить за всех, но наши клиенты с большим пониманием отнеслись к росту цен, - добавляет эксперт. - Клиенты осознают, что рост цен стал следствием всплеска убыточности, и чтобы получить нормальную цену, нужно оптимизировать то покрытие, которое мы предлагаем».

«Рынок стал значительно грамотнее, - дополняет заместитель директора департамента корпоративных продаж страховой группы «МСК» Дмитрий Ионов. - Клиенты напрямую говорят, что они хотели бы получить от страховщика: список лечебных учреждений, объем страховых программи т.п. В такой ситуации страховые компании, естественно, выстраивают различные модели сопровождения, позволяющие оптимизировать расходы. Но в данной ситуации очень важно, чтобы оптимизация не коснулась интересов застрахованных».

Себе в убыток

Безусловно, ценовые перипетии не могли не отразиться на рентабельности ДМС в портфелях страховых компаний.

«Большинство страховщиков закончило прошлый год с убытками по ДМС, уровень выплат зачастую превышал 100%, - рассказывает Николай Сова. - Процесс ухода с рынка мелких игроков и перетекания их клиентов в более крупные компании проходит достаточно активно - за год общее количество операторов сегмента сократилось с 399 до 342». Тем не менее убыточность ДМС, по словам эксперта, не удерживает ведущие компании от дальнейшего наращивания сборов или попыток удержания прежнего бизнеса. Целенаправленно отказался от ДМС только один оператор - «Эрго-Русь».

Очевидно, что в условиях ужесточающейся конкуренции вести деятельность на таком сложном рынке смогут лишь несколько крупнейших операторов рынка, обладающих профессиональной командой не только продавцов, но и специалистов по сопровождению договоров, а также урегулированию убытков. Эти компании за счет эффекта масштаба своего портфеля смогут проводить в жизнь продуманную стратегию при сотрудничестве с ЛПУ.

Как отмечает начальник управления андеррайтинга СК «ВЕРНА» Виталий Разуваев, в целом основной состав игроков-лидеров рынка не изменился. Первая десятка топ-страховщиков такая же, как и в 2009 году. Безусловным лидером по-прежнему остается компания «СО-ГАЗ». На топ-15 страховщиков приходится более 70% всех сборов по ДМС. А корреляция страховых компаний по позициям была далеко за топ-50. Эксперт связывает это с уходом с рынка мелких компаний или отзывом лицензий у финансово неустойчивых страховщиков.

Часть компаний, по словам Сослана Дзугаева, отказалась от ДМС-бизнеса сама - в силу его технологической сложности и не очень высокой рентабельности. По его оценке, целесообразно заниматься ДМС при годовых сборах не менее 100 млн рублей.

При этом, как считает Дмитрий Ионов, лидеры продолжают занимать активную позицию, но им наступают на пятки компании, которые раньше не претендовали на крупных, значимых клиентов. Эксперт объясняет это так: «Дело в том, что в настоящее время клиенты крупных страховых компаний по ряду причин не всегда получают гарантированное качество сопровождения, внимание, обещанный объем медицинской помощи. И в этой ситуации клиенты с большим интересом изучают предложения от компаний, которые не перенасыщены застрахованными по ДМС, в которых сохранилось теплое, внимательное отношение к застрахованным. И таким образом выбор подчас падает на страховые компании, ранее не попадавшие в список участников тендеров».

Наиболее показательный пример среди опрошенных «Профилем» страховщиков того, как отдельные игроки рынка наращивали рыночную долю, - прирост премий по ДМС в компании «КИТ Финанс Страхование», составивший по итогам года около 120%. Как уточнил директор департамента по сопровождению ДМС «КИТ Финанс Страхование» Игорь Степин, доля ДМС в портфеле компании увеличилась с 4,8% до 7,8%, а плановые сборы по итогам I квартала этого года был превышены на 12%.

О перераспределении рынка ДМС говорит и Николай Сова, только, по его мнению, происходило это в основном из-за того, что стала прослеживаться тенденция к консолидации закупок у корпоративных клиентов: если раньше они распределяли договоры ДМС между несколькими страховыми партнерами, то в 2010 году предпочли выбрать одного страховщика.

Расти будет и дальше

В 2011 году, по оценкам наших экспертов, прогнозируемый рост рынка ДМС составит около 10-15%. Как и в прошлом году, положительная динамика будет достигнута не за счет притока новых клиентов, а за счет роста тарифов и консолидации рынка.

Как считает Виталий Разуваев, революционных прорывов ждать не стоит - развитие будет инертно-поступательным. «Если раньше страховщики делали ставку на агрессивную экспансию в регионы, захват рынка, развитие собственных сетей клиник, то сейчас стратегия должна измениться в сторону взвешенного подхода к инвестициям, соблюдения принципов достаточности, необходимости и целесообразности, скрупулезного анализа уже имеющегося портфеля, снижения и поддержания на приемлемом уровне убыточности, оптимизации издержек путем внедрения систем контроля качества обслуживания и повышения прозрачности во взаиморасчетах с ЛПУ». Хотя возможно, даст эффект отложенного спроса, по его мнению, изменение Налогового кодекса РФ в части отнесения расходов по ДМС на себестоимость с 3% до 6%, что не было востребовано в кризис.

«Потенциал развития сегмента крупных корпоративных клиентов в ДМС уже исчерпан, а малые и средние предприятия пока крайне неохотно страхуются, - считает Николай Сова. - Во многом это связано с нестабильностью их бизнеса, нежеланием тратить свой бюджет на ДМС, в то время как он может потребоваться на самые неотложные нужды. Приток малого и среднего бизнеса в ДМС возможен только при стабильной ситуации в стране и устойчивом росте экономики».

Серьезное влияние на рынок ДМС, безусловно, окажет реформа обязательного медицинского страхования, проводимая в настоящее время. Как полагает Николай Сова, несмотря на то, что новый закон уже принят, неясность многих моментов его обеспечения, отсутствие стандартов качества приведет к повышенному вниманию к ДМС, как пока единственному способу получать медицинские услуги высокого уровня и контролируемого качества.

На что вы делаете сейчас акцент, предлагая клиентам программы ДМС?

Эксперты

Николай Сова, директор Центра андеррайтинга и управления продуктами медицинского страхования ОАО СК «РОСНО»

«В целом наша продуктовая линейка стабильна на протяжении последних нескольких лет. Новинкой последнего года стало активное предложение программ с полной организацией обслуживания через медицинский пульт страховой компании. Мы использовали передовой международный опыт работы медицинских колл-центров, который позволяет сотрудникам медпульта включиться в процесс организации помощи на самом раннем этапе страхового случая и максимально эффективно выполнить одну из основных наших функций - контроль объемов и качества медпомощи.

В ситуации, когда доля избыточных и необоснованных назначений в рамках ДМС достаточно высока, это позволяет страховщику избежать всплесков убыточности по договорам, страхователю получить умеренный и прогнозируемый на несколько лет вперед процент увеличения страховой премии при пролонгации, а застрахованным быть уверенными в качестве и удобстве получения помощи».

Марина Тихонова, вице-президент по медицинскому страхованию «Группы Ренессанс Страхование»:

«В нашем понимании ДМС - это в первую очередь сервис - как в обслуживании самих клиентов, так и при взаимодействии с компанией-работодателем, если договор корпоративный. В работе с частными клиентами мы делаем акцент на контроле качества работы медицинских учреждений, проводим медико-экономическую экспертизу, проверяя, с одной стороны, достаточность, с другой - обоснованность и целесообразность назначаемого лечения. В сотрудничестве с корпоративными клиентами мы применяем западную технологию healthmanagement, т.е. управление здоровьем персонала через институт врачей-кураторов, координирующих оказание медицинской помощи сотрудникам компаний-клиентов.

Такой подход повышает медицинскую эффективность ДМС, снижает абсентизм, заболеваемость персонала и, как следствие, улучшает бизнес-результаты компаний».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля