Медицина. И снова выборы

1 мая должна начаться выдача медицинских полисов нового образца. Это лишь один из этапов реализации нового закона об обязательном медицинском страховании, который вступил в действие с 1 января 2011 года. На практике реформа ОМС растянется на несколько лет. Корреспондент «Крестьянина» отправился в одну из ростовских страховых компаний – получить медицинский полис (ещё старого образца, но по новым правилам), а заодно выяснить, что уже изменилось в системе ОМС, а какие изменения ждут нас в ближайшее время.

14:45
Крестьянин, Ростов-на-Дону Анна КОЛОБОВА
Итак, по новому порядку, вы можете самостоятельно выбрать страховую медицинскую компанию, которая выдаст вам полис и возьмёт вас «под крыло». Хорошая новость: для получения полиса нужно не более пятнадцати-двадцати минут и всего два документа – паспорт с отметкой о регистрации и пластиковое пенсионное свидетельство (если у вас его нет, полис оформят и без него). Новость похуже: как выбирать компанию – не очень понятно. Ведь до сих пор большинству из нас полис выдавали «автоматом», и мы практически ничего не знаем о том, насколько та или иная страховая компания способна защитить наши интересы. То есть придётся страховаться наугад, а затем расспрашивать знакомых и сравнивать впечатления.

Впрочем, если вам что-то не нравится, раз в год вы можете поменять компанию. (А поскольку на сегодня в Ростовской области в сфере ОМС работают семь страховщиков, то за семь лет можно проверить всех.) Также раз в год можно поменять участковую поликлинику (понятно, что на практике этой возможности лишены жители большинства сёл и хуторов, где в пределах досягаемости есть только одна поликлиника) и лечащего врача.

Продлевать полис каждый год, как это делалось раньше, теперь не нужно: он будет бессрочным.

Экстренную помощь вам обязаны оказать в любом государственном медучреждении на территории РФ. Собственно, эта норма уже была записана в законе, но теперь нам обещают, что она наконец будет работать. Посмотрим.

Ещё одно новшество: обязательное медицинское страхование теперь никак не связано с местом вашей работы. Сведения о работодателе в полис не вносятся. Более того, руководство Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования (РОФОМС) разослало в лечебные учреждения официальное письмо о «недопустимости отказов в медицинской помощи гражданам, предъявившим полисы ОМС, выданные в 2011 году без указания работодателя». Видимо, не в меру ретивые администраторы от медицины уже где-то переусердствовали. Если вам попадутся такие – напомните им, что за этот незаконный отказ они будут «подвергаться санкциям в соответствии с Тарифным соглашением».

Наконец, полисы ОМС теперь будут выдавать и не гражданам РФ. Получив временную регистрацию, иностранцы могут отправляться в страховую компанию, где им выдадут полис на время пребывания (законного, естественно) на территории России. По словам представителя страховой компании, выдавшей полис корреспонденту «Крестьянина», эта норма вызвала сомнение у экспертов: получается, что оплачивать лечение «неграждан» придётся всем гражданам – в складчину. Поэтому уже прозвучали предложения брать с иностранцев некий взнос. Будут ли они приняты, пока неизвестно.

Нужно ли менять старые полисы на новые? Нет, не нужно: старые будут действовать ещё около трёх лет. Новые же полисы будут внедрять поэтапно: с 1 мая должны появиться бумажные (правда, страховщики говорят, что пока они и в глаза не видели полисы нового образца, так что, возможно, это произойдёт позже), затем – электронные карточки (можно будет выбирать между картой и бумажным полисом). Наконец, с 2012 года начнут (а к 2014-му планируют закончить) массовое внедрение «универсальных электронных карт гражданина», где помимо прочей информации (персональные сведения, номер пенсионного счёта и т. д.) будут и данные медицинского полиса.

Какую реальную помощь может оказать вам ваша страховая компания? Каждый из страховщиков настоятельно советует звонить ему «в случае любых проблем», возникших в больнице или поликлинике (бесплатные круглосуточные телефоны всех компаний – см. ниже).

Будем смотреть на вещи реально: никакая компания не сделает плохого врача хорошим и не ликвидирует очереди в поликлинике, обслуживающей вдвое больше народа, чем положено. Скорее речь может идти о решении организационных проблем. Например, вы пришли в поликлинику, а там выясняется, что «в базе вашей фамилии нет, значит, полис у вас недействительный» (реальный случай, происшедший с тем же корреспондентом «Крестьянина»). Вот в этом (или другом подобном) случае компания действительно может помочь.

Телефон РОФОМС: (863) 290-45-81.

Страховые медицинские кампании, работающие в системе ОМС Ростовской области

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля