Во-первых, государство намерено дотировать страхование урожая и сельскохозяйственных животных. Предполагается, что при заключении договора со страховой компанией сельхозпроизводитель будет оплачивать 50 процентов стоимости полиса, а не 100, как это было раньше. Вторую половину государство перечислит на счет страховщика. На эти цели правительство уже сегодня направляет 5 млрд рублей.
Во-вторых, наличие страховки может стать условием получения государственной поддержки по другим направлениям деятельности.
В-третьих, законопроект устанавливает стандарты страхования и оценки ущерба, чтобы гарантировать страховые выплаты. Пока речь идет о том, чтобы страховать катастрофические риски, то есть если будет потеряно более 40 процентов запланированного урожая.
Наконец, в-четвертых, предусмотрено профобъединение компаний и создание компенсационного фонда. Это позволит поддержать платежеспособность системы даже в случае банкротства одного из страховщиков.
Прозрачность отношений будет напрямую зависеть от страхового договора, где четко надо прописать права и обязанности сторон. «Чтобы страховой рынок действительно развивался, не должно быть компаний-любимчиков и компаний второго сорта. Они должны конкурировать, иметь равные права.
Не надо сбрасывать со счета и общественное мнение о страховщиках, которые показали себя не лучшим образом. Клиент должен четко знать, с кем ему работать, а с кем - нет», - заметил один из авторов законопроекта Валентин Денисов.
Недееспособность существующей системы в сфере агрострахования наглядно показала ситуация прошлого года. Даже когда засуха выжгла в целом по стране 37 процентов урожая, некоторые страховые компании отказывались выплачивать деньги. В результате у семи фирм, занимающих почти половину аграрного страхового рынка, отозвали лицензии.
Потери аграриям компенсировало в большей части федеральное правительство. «Государство и так ежегодно вкладывает в развитие сельского хозяйства около 150 млрд рублей в виде субсидий. Мало того что при наступлении катаклизмов эти деньги сгорают, так еще и потом надо вкладывать дополнительные средства для поддержки отрасли», - заявил заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Королев.
Кроме того, убеждены сторонники закона, без агрострахования невозможно развивать кредитную систему. По нынешней версии закона готово работать и большинство страховых компаний. Как сообщил вице-президент крупной страховой компании Игорь Жук, объем всего страхового рынка сегодня оценивается в триллион рублей, а принятие закона позволит увеличить число компаний, работающих на аграрном рынке, с 35 до 60.
Сами же аграрии к страхованию пока относятся настороженно, ведут дискуссии об обязательности этой процедуры. К примеру, приглашенный к обсуждению фермер из Иркутской области, сказал, что за последние 20 лет в регионе ни разу не теряли больше 40 процентов урожая, а значит, застраховывать посевы не нужно и невыгодно. Его коллега из Ульяновской области, наоборот, высказался в пользу обязательного страхования, вспомнив слова Ломоносова о том, что «русский мужик для счастья своего принуждение иметь должен».
Новый законопроект уже принят в первом чтении, два дня назад отправлен в государственно-правовое управление президента. Уже на следующей неделе, по словам Валентина Денисова, его вновь рассмотрят на правительственной комиссии, чтобы окончательно принять в июле этого года.
Принуждение полисом
Закон о сельхозстраховании с господдержкой должен быть принят к концу весенней сессии Госумы. Это поручение правительства, заявил вчера глава Комитета ГД по аграрным вопросам нижней палаты Валентин Денисов. По мнению авторов документа, он позволит сделать систему страхования более прозрачной, разграничив ответственность государства и бизнеса.