ОСАГО: в 2011 год без сюрпризов

Рынок ОСАГО в 2010 году не преподнес никаких сюрпризов страховым компаниям и подрос ровно настолько, насколько они и прогнозировали - в пределах 10%, в 2011 году автогражданка будет вести себя также вполне предсказуемо, увеличиваясь такими же или чуть большими темпами, считают опрошенные РИА Новости страховщики.

18:30
РИА Новости
Согласно предварительным данным Российского союза автостраховщиков (РСА, профильное объединение страховщиков ОСАГО), в 2010 году рынок вырос на 7,8% - до 92,5 миллиарда рублей. Выплаты за отчетный период увеличились на 10,9% - до 53,8 миллиарда рублей.

Не удивил

В основном все участники страхового рынка не были удивлены показателями ОСАГО по итогам года.

«Вместе с восстановлением продаж новых автомобилей весной прошлого года стало понятно, что рынок ОСАГО также вырастет», - отметил вице-президент по автострахованию группы «Ренессанс страхование» Федор Воронин.

«Рост рынка был вполне прогнозируемым, равно как и опережающий рост объема выплат, который мы наблюдаем уже не первый год», - согласен с коллегой первый заместитель генерального директора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.

Тем не менее, ряд страховщиков ожидали более скромного роста. Так, директор центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус, полагал, что сборы-2010 будут на уровне показателей 2009 года (+6,7%). Объясняет он это оживлением продаж на рынке новых автомобилей.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2010 году в России выросли на 30% - до 1,9 миллиона штук.

Давление выплат

Несмотря на рост рынка, далеко не все так радужно в «царстве» ОСАГО. В то время как росли сборы страховщиков, росли и их выплаты.
«Такая ситуация чревата только одним - ростом убыточности», - прокомментировал РИА Новости президент РСА Павел Бунин.

В конце августа 2010 года он говорил, что убыточность по ОСАГО превышает 70% и подходит к критическому уровню в 77%. Согласно закону об ОСАГО, в структуре тарифов 23% приходится на расходы по ведению дел, выплату агентских вознаграждений, а также обязательные взносы в РСА. Остальные 77% заложено на выплаты возмещений клиентам.

«Мы постоянно говорим о разрыве между обязательствами страховщиков и объемом страхового покрытия, и решить эту проблему иначе, чем через корректировку тарифа, невозможно (...) Опережающий рост премий влечет за собой следующие последствия: относительно слабые компании умирают ускоренными темпами, устойчивые компании оптимизируют свои расходы, в первую очередь, серьезно закручивая гайки по выплатам. В результате страдает потребитель», - считает Маркаров.

Страховщики отмечают, что данная ситуация подрывает устойчивость компаний и чревата уходом с рынка некоторых игроков, сконцентрированных именно на ОСАГО.

«Уход с рынка компаний повлечет за собой расходование фондов РСА, которые и так подходят к концу», - отмечает руководитель управления методологии обязательных видов страхования "АльфаСтрахования" Денис Макаров.

В то же время, начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития компании «Россия» Мария Гуляева считает, что «сложившаяся на рынке ситуация пока не критична, и коэффициент выплат находится в рамках приемлемого уровня».

Очищение

Тем не менее, практически все опрошенные ждут, что в 2011 году рынок ОСАГО продолжит свое «очищение».

«Количество компаний, которые уйдут с рынка ОСАГО (в 2011 году - ред.), может исчисляться десятками», - считает Маркаров.

В 2009 году, подводя итоги года, РСА анализировал данные о 166 компаниях, из которых с рынка тогда ушли 15 компаний. В 2010 году были собраны данные на основе деятельности уже 143 страховщиков ОСАГО. При этом 21 компаний за этот период успели уйти с рынка.

«Мы не планируем «уход» страховых организаций с рынка ОСАГО, но экспертами, безусловно, просчитываются возможные риски, связанные с деятельностью страховых организаций в сфере ОСАГО», - отмечает Бунин.

По его словам, на сегодняшний день под пристальным вниманием аналитиков находится чуть менее 30 страховщиков.

«В 2011 году страховщикам придется проделать не простую работу, связанную с увеличением уставного капитала, изменением порядка размещения активов и собственных средств. И совершенно очевидно, что указанная работа будет не по плечу многим страховым организациям. (...) Мы предостерегаем лиц, считающих, что ситуацией можно будет воспользоваться для личного обогащения. Нет ресурсов для дальнейшего развития - уходите цивилизованно, по правилам и по закону. Надеемся, что количество страховых организаций, уходящих «по-английски» будет меньше, чем в 2010 году», - говорит глава РСА.

Так, весной 2010 года РСА разыскивал московскую страховую компанию «Национальное качество», входящую в топ-50 страховщиков ОСАГО. Ее не удалось обнаружить по месту госрегистрации. Никаких сотрудников компании, которые могли бы прояснить ситуацию, найдено не было. Позже Росстрахнадзор отозвал лицензию у страховщика.

В целом для страховой отрасли сокращение количества игроков является позитивным трендом, так как это позволит достичь того количества операторов страховых услуг, которое соответствует существующему спросу, считает Гурдус из РОСНО.

В свою очередь, начальник управления андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта «Согласия» Сергей Рябцев полагает, что «вал уходов, пришедший на пик кризиса, прошел, и теперь ситуация будет относительно стабильной».

Перспективы роста

Все страховщики сходятся во мнении, что в 2011 году рынок ОСАГО будет продолжать расти, и связанно это будет в первую очередь с ростом объемов продаж новых автомобилей.

По прогнозам АЕБ, объем продаж автомобилей в 2011 году составит 2,24 миллиона штук, а в 2012 году российский автомобильный рынок выйдет по объему продаж на докризисный уровень - 2,8-2,9 миллиона штук.

«Уже наметился тренд к росту объемов продаж автомобилей, вслед за ним потянется и страхование, что вполне вероятно приведет к росту его объемов на уровне 10-11% по итогам этого года», - отмечает Гурдус.

Маркаров из «Росгосстраха» полагает, что рынок в текущем году будет расти примерно такими же темпами, если не вмешаются дополнительные факторы, такие, например, как корректировка коэффициентов к базовому тарифу.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля