Когда в участниках согласья нет

Почти каждый год в стране бывает засуха, и постоянно звучат жалобы на недострахованность урожая, и что крестьянин финансово не защищен от стихии. Летом этого года засуха и пожары вместе со страховщиками все-таки добились того, чтобы Госдума рассмотрела в первом чтении новый законопроект о сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой. Однако, как выяснилось на последнем обсуждении проекта, страховщики и депутаты пока не могут договориться между собой по единственному вопросу: каким они видят настоящее и будущее страхования урожая с государственной поддержкой.

11:47
Известия
Согласно приведенной осенью президентом РФ Дмитрием Медведевым статистике в стране застраховано меньше 20% площадей посевов. У нас сельскохозяйственным производством занимается более 28 тыс. организаций, 270 тыс. фермерских хозяйств и еще 16 млн сограждан, держащих собственное подворье. Однако число застрахованных аграриев снизилось в последние годы с 9894 в 2005 г. до 7988 в 2008 г. Существующая система страхования с господдержкой работает всегда так, что средний уровень выплат за последние 8 лет составлял всегда порядка 50%. Получается, что 50% собранной страховщиками премии шло на финансирование собственных расходов и в прибыль. Значит, и часть бюджетных средств оставалась у страховщиков, а не шла на осуществление страховых выплат. Причем именно у тех страховых компаний, кто был лидером этого так называемого вида страхования («Царица», «Поддержка», «Агрострахование-Сибирь», «ЖАСО-М»).

Однако, судя по всему, новому закону о сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой вряд ли суждено увидеть свет в этом году, как это изначально было запланировано в законодательной работе. И на то есть веские причины, с которыми соглашаются представители надзорных органов, депутаты Госдумы и участники страхового рынка.

Нынешний законопроект о страховании сельскохозяйственных рисков с господдержкой Минсельхоз и группа авторов попытались принять в форсированном режиме. Видимо, руководствуясь опытом Минздравсоцразвития и тем, как был принят новый закон об ОМС, недавно прошедший третье чтение в ускоренном темпе благодаря поручению президента и поддержке партии.

Сначала препятствием для плодотворной законодательной работы стали прежние активные игроки рынка - «старая гвардия», часть этих компаний уже осталась без лицензий, руководство еще одной выясняет отношения с правоохранительными органами. Более чем в 30 регионах сейчас рассматриваются уголовные дела, связанные с хищением бюджетных денег именно по этой статье. Но местечковое лобби в лице объединения «Агропромстрах» регулярно появляется на обсуждениях проекта. Участие главы «Агропромстраха» Леонида Вологдина характеризуется справедливой репликой депутата Геннадия Кулика, заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, курирующего проект агрострахования: «Леонид, ты уже пять лет ходишь, говоришь, но ни разу не смог мне принести почирканный законопроект с твоими комментариями».

Другое объединение страховщиков - в лице крупнейших страховых компаний, таких как «Согласие», «Ингосстрах», «Росгосстрах» и других, заинтересовалось рынком агрострахования гораздо позднее. Четыре года назад был создан «Национальный союз агростраховщиков». При этом новые игроки, видимо, решили не играть по прежним правилам, благодаря чему в одной из компаний теперь жалуются, что убыточность по агрострахованию в этом году уже превысила 500%. Поэтому вполне естественно желание последних сделать закон о страховании с господдержкой более цивилизованным инструментом.

Прошедший в Госдуме первое чтение законопроект предусматривает расширение страхуемых сельскохозяйственных предприятий, включая отрасли птицеводства, звероводства, кролиководства, пчеловодства и рыбоводства, в систему страхования с государственной финансовой поддержкой. Предлагается ввести два типа полисов: «зеленый» и «желтый».

При наступлении страхового случая по «зеленому» полису аграрию будут возмещены не менее 80% полученного ущерба, по «желтому» - 60 процентов. При этом размер страховой премии по «желтому» полису будет на 25 % ниже по сравнению со ставками «зеленого» полиса.

Закон идет навстречу страхователям и предусматривает рассрочку в оплате полиса: первый платеж идет в размере 20%, а остаток суммы должен быть оплачен до конца первого полугодия каждого года. Генеральный директор «Ингосстраха» Александр Григорьев отмечает: «У меня есть твердая уверенность, что благодаря многолетним усилиям мы вымели с поля «Агропромстрах», но многие хотят занять то же самое место. Из проекта пропало перестрахование, вновь возникла оплата частичного недобора урожая с невнятными методиками. Опять предлагается давать дотацию в премию, вместо того, что должны страховаться только катастрофические риски или полная потеря урожая.

Такое ощущение, что целый ряд полезных новаций был утерян депутатами по пути в коридорах парламента. Мне лично непонятно стремление идти против пожеланий президента сделать агрострахование с господдержкой качественным инструментом защиты рисков сельхозтоваропроизводителей».

Неоднозначна по законопроекту и позиция надзорного органа – Федеральной службы страхового надзора. Так, замруководителя ведомства Людмила Сенькина, выступая перед участниками рынка, подчеркнула, что «мы понимаем политическую волю и актуальность данного законопроекта, однако к нему возникает очень много вопросов. Законопроект, который принят в первом чтении, очень мало говорит об условиях, на которых будет осуществляться страхование с господдержкой. В документе очень скудно описаны субъекты и объекты данного страхования, страховые случаи, страховые риски, определение страховых сумм, права и обязанности сторон в случае отказа в страховой выплате», - уточнила она. Также добавив, что в числе проблемных вопросов вмененность данного вида страхования для сельхозтоваропроизводителей и наличие страховки для получения ими других видов государственной помощи. «Это может спровоцировать появление различных схем, - сокрушается представитель надзора. - Складывается впечатление, что закон пишется не для того, чтобы выстроить бюджетное страхование, а для того, чтобы освоить бюджетные средства». Александр Григорьев говорит: «На встрече с президентом РФ страховщиками была озвучена радикальная, но очень правильная идея – как только государство откажется от этого вида господдержки, но сделает страхование необходимым условием для других видов господдержки сельхозпроизводителей (дотации на топливо, семенные материалы, а главное - проценты по банковскому кредиту), то страна в течение двух лет получит 100%-ное покрытие страхования сельского хозяйства и абсолютно точно - растениеводства».

По словам одного из разработчиков законопроекта, депутата Госдумы Ольги Онищенко, закон если и будет принят - то только в начале следующего года. «Сроки принятия законопроекта отодвигаются, но ненадолго, - сказала депутат. - К документу поступило более 40 поправок, над которыми будет работать специальная рабочая группа».

А работать, судя по всему, там есть над чем. Ольга Онищенко перечислила основные моменты, которые требуется учесть ко второму чтению: усилить роль профессионального объединения страховщиков, которое будет разрабатывать стандарты, правила, накапливать статистику и отвечать за подготовку экспертов по оценке убытков, прописать четкие основания для получения сельхозтоваропроизводителями господдержки и установить механизмы контроля за расходованием государственных средств.

При этом еще необходимо учесть, что сельхозстрахование включает в себя два вида страхования - это и страхование имущества (животных), и страхование предпринимательских рисков (будущего урожая). «Еще должна быть единая методика оценки ущерба и порядка выплат. Это исключит возможность одним делать вид, что они выращивают урожай, а вторым - что они выплачивают страховое возмещение», - считает депутат. Также необходимо установить максимальную долю риска по регионам на одного страховщика и ввести обязанность перестрахования рисков в специальном пуле. При этом предлагается еще создать и спецфонд на случай катастроф, куда будут отчисляться 10% всех полученных с аграриев средств.

«Новый закон нужен стране как воздух, - считает Александр Григорьев, - то, что сейчас происходит на рынке страхования урожая и сельскохозяйственных рисков, напоминает ситуацию безвластия и безвременья. Число застрахованных сокращается, возмещается незначительная часть ущерба, до 5% стоимости урожая, тогда как реальный ущерб порой может достигать 100% урожая».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля