Ремонт с доплатой: страховщики компенсируют недостающее по ОСАГО

Подготовлены поправки о реформе натурального возмещения в автостраховании

08:28
Известия
Автомобилисты, получившие компенсацию по ОСАГО, смогут рассчитывать на доплату от страховой компании, если первоначальной суммы не хватило для восстановления автомобиля. Соответствующие поправки в законодательство подготовлены депутатами и страховым сообществом и в ближайшее время будут внесены на рассмотрении Госдумы. При каких условиях будет действовать предложенная схема и на какую доплату смогут рассчитывать автовладельцы, выясняли «Известия».

Дополнительное возмещение

Страховое сообщество выступает за реформирование системы натуральной формы возмещения по ОСАГО, предлагая дополнить ее возможностью получения дополнительной выплаты по «автогражданке». Об этом в рамках круглого стола, посвященного автострахованию, заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Он отметил, что существующий порядок натуральной формы возмещения по ОСАГО останется, однако к нему добавят дополнительные опции. По словам главы РСА, соответствующие поправки в законодательство уже поддержаны Минфином и Центробанком и в ближайшее время будут внесены на рассмотрение парламента с учетом замечаний, полученных от Верховного суда и Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

— Текущий порядок получения страховой выплаты мы старались не менять, а дополнить. То есть когда страховая компания имеет возможность при наличии станции технического обслуживания направить автомобиль на ремонт по натуральному возмещению — она направляет. Однако в случае если у страховой компании, как сегодня часто случается, нет возможности направить на ремонт автомобиль клиента и выплачивается страховое возмещение, то после получения страховой выплаты потерпевший может сам провести ремонт и с этим получает право обратиться к страховщику за дополнительной выплатой в пределах величины износа, — рассказал о предполагаемых изменениях Евгений Уфимцев.

В пресс-службе РСА «Известиям» сообщили, что речь идет о поправках, которые намечено внести ко второму чтению в законопроект, предусматривающий увеличение срока восстановительного ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней.

Чинить нельзя платить

Из-за санкций и ухода с российского рынка многих иностранных автопроизводителей доля компенсации по «автогражданке» в натуральной форме заметно сократилась, отметил президент РСА. Так, если в 2019 году доля направлений на ремонт, выданных страховщиками, составляла 15% от общего числа урегулированных страховых случаев по ОСАГО, то по итогам прошлого года она снизилась до 5%.

— Станции техобслуживания просто не могут выполнить те требования по срокам восстановительного ремонта, которые указаны в законодательстве, и поэтому зачастую отказываются заключать договоры со страховыми компаниями. Ведь нередки случаи, когда срок поставки той или иной детали может превышать 30 дней, которые по закону отведены на ремонт по ОСАГО, — отметил Евгений Уфимцев.

По его словам, даже анонсированное увеличение этого срока до 45 дней полностью не решит проблему. Предложенная схема, согласно которой автомобилист, получив первичную компенсацию, отремонтирует машину, а затем обратится к страховщику за дополнительным возмещением, «позволит сделать ОСАГО более интересным и привлекательным для потребителя», отметил президент РСА.

Как получить дополнительную компенсацию

В РСА рассказали, как будет выглядеть предлагаемая схема дополнительных компенсаций. Например, эксперт-техник составил калькуляцию, согласно которой ремонт оценен, условно, в 150 тыс. рублей, износ на запасные части — 50 тыс. рублей. В соответствии с законом, страховщик выплатит 100 тыс. рублей деньгами — эта сумма причитается в рамках возмещения убытка по ОСАГО. Одновременно страховая предлагает потерпевшему организовать ремонт машины самостоятельно, показать восстановленный автомобиль и предъявить документы о проведенном ремонте. После этого страховщик доплатит эти 50 тыс. рублей, то есть компенсирует стоимость износа. Все расчеты стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО производятся на основании справочников средней стоимости, предусмотренных Единой методикой Банка России, отметили в РСА. В Союзе также рассказали, что ремонт должен быть произведен в течение девяти месяцев с момента первый выплаты.

Если же в ходе ремонта обнаружились скрытые повреждения, которые не были видны при первичном осмотре, и в итоге восстановление машины обошлось дороже условных 150 тыс. рублей, то для получения для компенсации автовладелец должен зафиксировать выявленные скрытые дефекты и сообщить о них страховщику. Срок обращения за такой повторной выплатой, согласно предлагаемым изменениям, составит 90 дней, отметили в РСА.

На полисе не скажется

Центробанк поддерживает предложение дать возможность автомобилистам самостоятельно выбирать станцию техобслуживания для ремонта машины после ДТП по ОСАГО, отметил на круглом столе заместитель директора департамента страхового рынка Банка России Никита Теплов. Но при этом ответственность за результаты ремонта несет сам автомобилист, подчеркнул он.

Сами страховые компании также поддерживают эти предложения. Они отмечают, что, несмотря на возможность дополнительных выплат, стоимость полиса останется без изменений. По словам исполнительного директора «Ингосстраха» Дмитрия Попова, в целом на экономику ОСАГО эти изменения не повлияют.

— За счет дополнительных компенсаций размер выплат, безусловно, увеличится. Однако вместе с тем снизятся издержки компаний на штрафы, пени и другие судебные расходы, которые сейчас несут страховые компании. Фактически одно сбалансирует другое, — отметил он.

Справочники и жизнь

Сама по себе идея дополнительных выплат достаточно интересна, но все упирается в справочники, по которым ведется расчет стоимости ремонта, заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Указанные в них цены зачастую имеют мало общего как с реальной стоимостью запчастей, так и тарифами техцентров.

— Например, согласно актуальной версии этих справочников, передняя фара на Renault Arkana оценивается в 49 590 рублей. Однако на одном из самых популярных классифайдов она стоит 130–140 тыс. рублей. То же самое и с официальными расценками на услуги техцентров. Согласно этим справочникам, в Москве нормо-час по ремонту Porsche «оценен» в 1050 рублей. Очевидно, что за эту сумму починить такой спорткар просто невозможно, — рассказал Антон Шапарин.

Предложения о возможности дополнительных выплат — это «существенный шаг вперед», полагает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. По его словам, даже несмотря на определенные несоответствия официальных цен реальным, сейчас автомобилисты «не получают и этого».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля