Власти намерены обойтись без эксперимента, который предполагал контроль наличия ОСАГО с помощью камер и предупреждение о его отсутствии через портал «Госуслуги». Изначально тест системы планировали запустить в марте, затем отложили, а теперь и вовсе хотят отменить. Вместо этого водителей без полиса сразу начнут штрафовать. С таким предложением Минфин обратился в правительство (письмо есть у «Известий»). Это связано с тем, что президент поручил ускорить запуск автоматического контроля ОСАГО. Систему планируется запустить уже к ноябрю 2025-го, однако пока технология не отработана. Ждать ли необоснованных штрафов и позволят ли изменения снизить число водителей без обязательных полисов — в материале «Известий».
В России хотят отказаться от эксперимента по проверке ОСАГО у водителей по камерам дорожного движения. Изначально его планировалось запустить на год — начиная ещё с марта 2025-го. Предполагалось, что во время тестового периода автовладельцев без обязательного полиса штрафовать не будут, но начнут отправлять им предупреждения на «Госуслуги».
Это должно было помочь отладить систему и избежать ошибок.
Затем эксперимент отложили до июля, а сейчас его и вовсе предлагают отменить. С такой инициативой Минфин обратился в правительство. Письмо есть в распоряжении «Известий», его подлинность подтвердил источник, знакомый с обсуждением.
Вместо этого водителей без ОСАГО предлагается сразу начать штрафовать. В Минфине сослались на то, что президент России Владимир Путин поручил ускорить введение автоматического контроля полисов. Правительство, ЦБ и МВД должны принять меры уже к 1 ноября этого года.
В письме Минфина уточняется: результатом выполнения этого поручения будет запуск автоматической проверки ОСАГО. А также выписка постановлений об административных нарушениях, то есть штрафов.
При подготовке эксперимента стало ясно: для его запуска нужно доработать информационную систему Госавтоинспекции, однако иным образом, чем для полноценного вари анта со штрафами.
А это требует дополнительного времени и ресурсов, объяснил «Известиям» источник. В этих условиях поручение президента фактически устраняет необходимость проводить пилот. Начнёт сразу работать целевое решение.
При этом за день водитель будет получать не более одного штрафа по камерам за отсутствие ОСАГО, уточнил Николай Галушин, гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС, выступает оператором автоматизированной информационной системы страхования, где хранятся данные обо всех оформленных ОСАГО). Сейчас готовятся такие изменения в КоАП.
Со стороны страховщиков всё готово для запуска проверок наличия ОСАГО с использованием дорожных камер, сообщил глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. «Известия» направили запрос в Минфин и МВД.
ЦБ поддерживает запуск контроля полисов ОСАГО с помощью камер, сообщили «Известиям» в пресс-службе Банка России. Там добавили: это повысит защищённость на дорогах всех автомобилистов. Если у виновника аварии будет этот договор, то потерпевшие смогут рассчитывать на страховую выплату, а ему самому не придется компенсировать им ущерб из собственного кармана, как это происходит, когда у него нет полиса.
Почти из 40 млн водителей без ОСАГО ездят около 2-3 млн, отметил совладелец страхового брокера Mains Сергей Худяков. По его словам, например, в Москве или Татарстане страховка есть почти у всех автовладельцев, однако в некоторых регионах без обязательной автогражданки ездит практически каждый второй.
Если с таким водителем происходит авария, то пострадавшие сталкиваются с проблемами при возмещении ущерба.
Именно поэтому инициатива об автоматической проверке полисов обсуждается уже много лет, и наконец система близка к запуску, подчеркнул Сергей Худяков. Вероятно, полноценно она заработает уже с 1 ноября.
Согласно оценкам РСА, сейчас без ОСАГО ездят порядка 7-10% автовладельцев по всей стране, отметил Евгений Уфимцев. По его словам, автоматическая проверка в первую очередь затронет тех водителей, которые используют машину в местах с большой концентрацией дорожных камер — крупные города, федеральные и региональные трассы. С учётом ежегодного увеличения количества камер в РСА ожидают серьёзного снижения числа автовладельцев без полиса.
Буквально за год их доля может упасть до 5%, считает директор по методологии ОСАГО и МСС компании «Росгосстрах» Егор Светлов.
— Добросовестные автовладельцы смогут увереннее чувствовать себя на дороге, понимая, что вокруг стало меньше бесполисных водителей. После отмены обязательной проверки ОСАГО при регистрации в Госавтоинспекции автоматический контроль над соблюдением водителями закона станет самым действенным инструментом, — считает Егор Светлов.
Защищённость остальных водителей повысится, согласился руководитель направления ОСАГО «СберСтрахования» Антон Пожидаев. Увеличение числа застрахованных также будет способствовать дальнейшему снижению цен на полисы, отметил Николай Галушин из НСИС.
Однако переход к полноценной системе без предварительного тестирования может привести к техническим ошибкам, необоснованным штрафам и недовольству граждан, предупредил заместитель начальника управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования компании «МАКС» Александр Щербаков. По его мнению, запуск автоматической проверки без эксперимента увеличивает вероятность сбоев в работе камер, некорректного распознавания номеров и несоответствия данных между базами. Для минимизации таких ситуаций необходима тщательная настройка системы.
Пилот важен для отладки процессов, согласилась руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования компании «Абсолют Страхование» Анна Ёжикова. По её словам, введение в работу системы без уведомительного периода может на какое-то время увеличить нагрузку на регулирующие органы.
С одной стороны, инициатива Минфина напрямую отвечает поручению президента ускорить внедрение автоматического контроля ОСАГО. Но, с другой стороны, такой подход существенно повышает риски необоснованных штрафов, отметила и гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк.
Задержки в обновлении базы, технические сбои при передаче данных или ошибки распознавания номеров могут привести к массовой рассылке штрафов водителям, у которых на самом деле есть полис ОСАГО, предупредила эксперт. В этом случае человек должен будет обжаловать постановление. Ему придётся собрать доказательства: скан полиса, который действовал в указанную дату, и, возможно, выписку из страховой. Затем можно обратиться в подразделение Госавтоинспекции, которое выписало штраф, или в суд.
Для снижения рисков планируется интегрировать информационные системы Госавтоинспекции и НСИС. При этом каждое правонарушение будет проверяться дважды — в день попадания машины в объектив камеры и на следующий день, чтобы исключить позднюю загрузку данных со стороны страховщиков, объяснил Николай Галушин из НСИС. Он уверен: ошибок быть не должно.
При условии корректного объединения баз Госавтоинспекции и НСИС накладок можно не ждать, считает и директор по развитию страхового бизнеса «Зетта Страхования» Дмитрий Вишняков.
В «Ингосстрахе» также поддержали инициативу Минфина запустить проверку ОСАГО без пробного режима. Каждый автовладелец обязан страховать свою ответственность. В случае нарушений закона никакие предупреждения не смогут подвигнуть человека оформить договор, считает директор домена «ОСАГО» компании Егор Серебрянников.
Он добавил: чтобы избежать ошибок, очень важно при покупке полиса проверять правильность указанных в договоре данных и не обращаться к недобросовестным посредникам. Однако, по словам Егора Светлова из «Росгосстраха», стоит всё же уделить внимание проработке механизма оспаривания штрафа, чтобы он был простым и эффективным.
Без другого теста
Власти хотят отказаться от эксперимента с контролем ОСАГО по камерам — вместо этого за отсутствие полиса сразу начнут штрафовать.