В 2024 году сборы по корпоративному добровольному медицинскому страхованию (ДМС) в России составили 235,4 млрд рублей, что на 14,7% выше результата 2023 года, подсчитали специалисты страхового брокера Mains. В 2023 году рост составил 9,3%, а в 2022—м — 8,3%.
Открытые данные ЕИС показывают, что в Петербурге и Ленинградской области закупки услуг медицинского страхования в рамках 44—ФЗ тоже стабильны и планомерно увеличиваются. За неполные 5 месяцев 2025 года сумма контрактов (страховая премия) составила 11,4 млн рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года она была на уровне 8,5 млн рублей.
Инструмент мотивации
«В рамках 223—ФЗ картина может сильно меняться от года к году и сезонно, так как госкомпании иногда заключают договоры медицинского страхования на несколько лет вперёд или, наоборот, на 3–6 месяцев. Один из пиков пришёлся на прошлый год: за неполные 5 месяцев объём закупок (страховая премия) составил 1,2 млрд рублей. В этом году договоры заключены пока на 21,6 млн рублей, но объёмы могут существенно вырасти во втором полугодии», — рассказывают эксперты пощадки «РТС—тендер», входящей в группу компаний наряду с b2b—Center и OTC.
По словам генерального директора компании «Сопос» Юрия Волкова, рост рынка ДМС стимулируют в первую очередь борьба за кадры и невозможность постоянного повышения уровня оплаты труда.
«Например, повышение зарплаты на 1 тыс. рублей в месяц (12 тыс. рублей в год плюс налоги для предприятия) однозначно окажет демотивирующее влияние на сотрудника. А включение в социальный пакет полиса ДМС, который стоит ровно столько же (12 тыс. рублей в год плюс налоговые льготы для предприятия), окажет положительное влияние для удержания или привлечения сотрудника. По крайней мере на какое—то время», — поясняет Юрий Волков.
Начальник управления подбора персонала и работы с учебными заведениями «Главстрой Санкт—Петербург» Олеся Кокина подтверждает, что с практической точки зрения полисы ДМС действительно работают как эффективный инструмент удержания и мотивации.
«Возможность получить оперативную и качественную медицинскую помочь повышает лояльность команды и формирует доверие. Сотрудник уверен, что в случае болезни он не останется один на один с проблемой. Кроме того, ДМС помогает сократить период нетрудоспособности работника: при обращении в коммерческое медучреждение ему быстрее назначат диагностику и необходимое лечение. Наконец, рекрутеры отмечают, что при трудоустройстве кандидаты стабильно интересуются наличием ДМС и пакетом услуг: включена ли стоматология, есть ли возможность приобрести страховку для детей по льготной цене и так далее», — рассказывает Олеся Кокина.
Управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева считает, что на объём сборов также оказала влияние медицинская инфляция, которая в текущих условиях достигает двузначных значений.
«Рост стоимости медицинских услуг стимулирует оформлять страховые продукты», — соглашаются в СК «Совкомбанк Страхование».
В то же время совладелец страхового брокера Mains Павел Озеров отмечает, что многие клиники начали выводить из системы ДМС высококвалифицированных врачей, в частности специалистов с научной степенью.
«Причина кроется в невозможности договориться со страховщиками о повышении тарифов до уровня, который клиники считают целевым, — поясняет эксперт. — А вторая причина заключается в том, что клиники стремятся продать работу высококвалифицированных специалистов за наличный расчёт. Но на это не готовы идти страховщики, страхователи и застрахованные по ДМС».
Выгодная инвестиция
Эксперты отмечают, что за последние годы значительно изменилась структура услуг в программах ДМС. По словам руководителя департамента ДМС СК «Двадцать первый век» Виктории Галицкой, пакет стал шире и интереснее. В него начали входить и стационарная помощь, и лечение серьёзных заболеваний, в том числе онкологических.
«Если раньше страхователи были готовы приобретать стандартные пакеты, не особенно задумываясь об их наполнении и о том, насколько это наполнение отвечает потребностям их сотрудников, то сейчас они подходят к вопросу более осознанно, — развивает эту тему Павел Озеров. — Нередко компании обращаются к страховым брокерам, которые помогают подобрать наполнение пакета под конкретный запрос».
По словам эксперта, в 2024 году в Mains отмечали расхождение между тем, что дают компании, и тем, что реально хотят сотрудники. Так, 32% опрошенных заявили, что вовсе не удовлетворены работой со здоровьем в их коллективах, а 40% оценили её только на удовлетворительно.
Однако вторая половина прошлого года и I квартал 2025—го стали менять картину. Выяснилось, что ДМС — это не просто статья расходов, а выгодная инвестиция, которая при грамотном подходе окупается за счёт снижения гораздо более существенных издержек, связанных с болезнями, текучестью кадров и низкой производительностью.
«Там, где HRD и C&B—менеджеры системно подходят к потребностям сотрудников, используя платформы здоровья, а не традиционный HR—кабинет по ДМС, выбирают востребованные клиники, дают корпоративные бенефиты за занятия спортом, уделяют персональное внимание каждому сотруднику, там происходит снижение на 10% бюджета при росте покрытия и, самое главное, снижение трудозатрат HR—команд на 20%», — утверждает Павел Озеров.
Без лишних рисков
По оценкам агентства «Эксперт РА», к концу 2025 года рынок добровольного медицинского страхования вырастет на 25–27%, достигнув 400 млрд рублей.
«Медицинские учреждения последние несколько лет активно сдерживали рост цен на свои услуги. Но сейчас их ресурс практически исчерпан, и участники рынка говорят о предстоящем скачке цен. Вопрос только в том, когда он произойдёт, — в первой половине 2025—го или ближе к его концу. Соответственно, можно прогнозировать и увеличение сборов год к году», — комментирует Павел Озеров.
По словам эксперта, сейчас звучат разные прогнозы относительно того, насколько вырастет в этом году стоимость услуг и, соответственно, насколько увеличатся сборы. По его личной оценке, рост сборов будет не ниже, чем в 2024 году, но вряд ли существенно выше 20%. Основной же скачок произойдёт в последующие годы.
При этом, по словам Юрия Волкова, рост цен на медицинские услуги будет оттранслирован страхователям. «То есть расходы будут переложены на них в рамках ДМС. Главное, чтобы медицинские клиники заранее предупреждали страховые компании о повышении цен. Можно сказать однозначно, что на сегодняшний день клиенты способны тратить деньги на ДМС, поэтому причин для переживаний нет. Для страховых компаний это по сути безрисковый вид страхования», — убеждён эксперт.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды
Рынок добровольного медицинского страхования ставит рекорды благодаря инфляции и конкуренции между работодателями за ценных специалистов.