По его словам, Минфин, ЦБ и страховой рынок поддерживают эту меру. Сейчас денежной компенсации автовладельцам часто не хватает на самостоятельный ремонт, потому что износ съедает до половины суммы. При этом парк личных авто в РФ сейчас обновляется медленнее, чем раньше. Нововведение позволит обращаться к страховщикам за дополнительной выплатой, если первой оказалось недостаточно. Поможет ли новая схема получать справедливое возмещение в условиях дефицита автозапчастей — в материале «Известий».
Как можно будет получить дополнительную выплату по ОСАГО
Дополнительную выплату для ремонта по ОСАГО предлагают ввести в России — итоговая сумма не будет учитывать износ авто. Нововведение может заработать уже со второй половины 2025 года, сообщил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Впрочем, пока законопроект еще не прошел первое чтение. Однако, по словам депутата, Минфин, ЦБ и страховой рынок эту меру поддерживают.
Предполагается, что в законе останутся обе формы компенсации, которые действуют и сейчас, писали ранее «Известия». Первая — страховщик сможет направить машину на ремонт на станцию техобслуживания, с которой у него заключен договор, и самостоятельно организовать восстановление авто. Вторая — компания может выплатить пострадавшему денежную компенсацию. В этой сумме будет учитываться износ машины, как это действует и сейчас: то есть чем авто старше, тем меньше денег получит клиент. Максимальный процент износа — 50%. Именно такая схема сейчас применяется в большинстве случаев.
При этом в новом варианте россияне получат еще и право обращаться за дополнительной выплатой, если первой не хватило на ремонт. Пострадавший сможет пойти в любой автосервис по своему выбору, а затем направить страховщику подтверждение, что восстановление машины обошлось дороже полученной им первоначально суммы. Нужно будет прислать документы об оплате работ и показать отремонтированное авто.
По новой схеме потерпевший сможет фактически получить доплату за износ, сумма которого вычитается из первоначальной компенсации, и за скрытые повреждения, если в процессе ремонта таковые будут установлены, пояснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
При этом у человека сохранится право получить выплату по договору деньгами и не делать ремонт, если повреждения несущественны. Но в этом случае доплаты по новой схеме не будет.
Цель этой инициативы — усовершенствовать порядок выплаты возмещения по ОСАГО, и в Минфине ее приветствуют, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. При этом нужно соблюсти баланс всех заинтересованных сторон и оценить, как мера повлияет на доступность обязательной автогражданки и цены на полис, добавили там. «Известия» также направили запрос в ЦБ, как там оценивают инициативу.
Как получить больше денег по ОСАГО
Предлагаемое нововведение актуально для людей, потому что так они смогут ремонтировать авто, подчеркнул Анатолий Аксаков. Сейчас с этим возникают проблемы. Доля натурального возмещения, когда страховщик самостоятельно направляет машину клиента на станцию, с которой у него заключен договор, составляет не более 5–6%, отмечали в РСА.
Дело в том, что станции техобслуживания сейчас часто отказываются проводить ремонт по ОСАГО. Одна из основных причин — в жестких требованиях к восстановлению авто по страховке. Его нужно провести за 30 дней.
Однако из-за внешних обстоятельств — ухода многих производителей иномарок и сложной логистики при доставке запчастей — в некоторых случаях это действительно невозможно, добавил директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов. По его словам, полностью перекладывать последствия этих проблем на клиента несправедливо.
Однако станции техобслуживания не подчиняются страховщикам, они вправе не заключать договоры с компаниями и санкций для них за это нет, добавили в «Ингосстрахе». В такой ситуации объективно нет возможности отправить потерпевшего на ремонт.
В 95% случаев клиентам сейчас выплачивают компенсацию деньгами. Однако основная проблема в том, что этой суммы автовладельцам чаще всего не хватает на самостоятельный ремонт, подчеркнула гендиректор компании Frank Auto Ирина Франк. По ее словам, износ может съедать до половины компенсации, если авто старше 5–7 лет. В результате человек вынужден доплачивать сервису из собственного кармана. Новый механизм исправит эту проблему, считает эксперт.
После внесения изменений в закон положение автовладельцев, которые хотят после аварии восстановить машину, улучшится, уверены и в «Ингосстрахе». Там пояснили: люди смогут провести ремонт самостоятельно (у них будет для этого девять месяцев после получения выплаты), а затем запросить у страховой компании доплату.
Скорее всего, произойдет существенный рост выплат, особенно для владельцев автомобилей старше пяти лет, считает Ирина Франк. По ее словам, компенсация для таких машин может увеличиться на 30–40%. Нововведение значительно повысит эффективность ОСАГО с точки зрения автовладельца, уверена эксперт.
Сейчас парк авто в России обновляется медленнее, чем раньше. Из-за этого средний возраст транспортных средств будет только расти, поэтому со временем объем заявлений на получение доплаты будет только увеличиваться, добавили в РСА.
Будет ли расти цена ОСАГО
По новой схеме клиент сможет сам выбрать станцию техобслуживания, где он хочет ремонтировать авто, добавил директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК «МАКС» Иван Попов. По его мнению, это приведет только к улучшению качества услуг.
Многим быстрее и удобнее самостоятельно провести восстановительный ремонт, например, на станции, где авто постоянно обслуживается и которая удобно расположена, отметил вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Сервис вероятнее согласится провести восстановление авто при обращении самого клиента. Ведь в этом случае нет ограничений, которые нужно было бы соблюдать при проведении ремонта по направлению страховщика (прежде всего жестких требований по срокам), добавил управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.
В РСА ожидают роста количества ремонтов по ОСАГО за счет введения права потерпевшего получить доплату за износ. Доля восстановлений авто в общем количестве может составить 20–25%.
— Мы надеемся, что законопроект будет принят максимально оперативно, и видим решительный настрой в этом со стороны всех ключевых ведомств, — сообщили в «Страховом доме ВСК».
Там добавили: нововведение позволит снизить градус напряженности между страховщиком и потерпевшим и повысит доверие к рынку в целом.
По оценке Ивана Попова из «МАКС», вопрос решится, скорее всего, только к концу года. Единственный риск, который необходимо предусмотреть в законе, чтобы избежать мошенничеств со стороны клиентов, — это возможное оформление документов на станции за небольшие деньги без проведения фактического ремонта, считает он. После этого клиент может попытаться обратиться за дополнительной выплатой.
В целом нововведение направлено на увеличение выплат по ОСАГО. Однако это может привести и к росту средней цены полиса примерно на 7%, предупредили в «Югории». В компании уточнили, что будут стараться не повышать тарифы для добросовестных водителей, но для некоторых клиентов цена может вырасти существенно.
Запчасти целого: выплату по ОСАГО без учета износа могут ввести уже в 2025-м
Россияне смогут получать выплату для ремонта по ОСАГО без учета износа авто — нововведение может заработать уже во второй половине 2025 года, рассказал «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.