Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться

Штрафы за повторное управление транспортом без полиса ОСАГО намерены увеличить в 6 раз. Пока санкция за нарушение выходит гораздо дешевле, чем купить страховку.

08:44
Вечерняя Казань
Волну повышения размера штрафов для автомобилистов этого года продолжает «новинка». В Госдуме намерены в несколько раз увеличить максимальный штраф за повторное управление транспортным средством без полиса ОСАГО — с 800 рублей до 3-5 тысяч рублей. Такое повышение произойдет впервые более чем за двадцать лет. Правительство, МВД и участники рынка поддержали инициативу. Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять проект в первом чтении.

В России езда без ОСАГО — одно из самых популярных нарушений, выявляемых инспекторами ГИБДД. При этом, по данным Госавтоинспекции Татарстана, по статье 12.37 КоАП (езда в период, не предусмотренный полисом, или передача управления водителю, не вписанному в договор) в республике выносят все меньше постановлений. За десять месяцев этого года выявили 16767 нарушений, что почти в два раза меньше, чем за тот же период 2023 года (31485).

По данным Союза страховщиков Татарстана, в среднем без полиса ОСАГО по дорогам республики передвигаются 15% водителей.

Страховых выплат не хватает

Если штрафы за повторное нарушение увеличат до 3-5 тысяч рублей, то суммы приблизятся к средней стоимости полиса (в России — 7650 рублей). Сейчас многие выбирают заплатить штраф, а не оформлять недешевую страховку. Авторы поправок уверены, что таким образом получится подтолкнуть автомобилистов покупать полис. В Татарстане размер средней премии по ОСАГО, по данным на конец октября, составлял 8559 рублей. Дороже только в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

В Национальном автомобильном союзе уверены, что для начала нужно повысить повысить стоимость запчастей и работ в справочниках Российского союза автостраховщиков (по ним рассчитывают выплаты) до рыночного уровня. Зачастую денег не хватает для ремонта поврежденной машины. Кроме того, страховые компании могут специально занижать стоимость восстановительного ремонта.

— Система ОСАГО начинается не со штрафов, не с контроля, а с приведения цен и цифр в порядок. Сейчас там царит просто фантастический бардак, который ставит автовладельцев в ущемленное положение. Люди видят несоответствие между тарифами и выплатами. Цены на запчасти в справочниках РСА занижены в три раза. Сейчас ты видишь, что полис стоит дорого, и задумываешься, а что я имею за эти деньги? Ах, я не имею практически ничего? А тогда, может быть, он мне и не нужен?, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Казанский юрист Рушан Кабиров подтверждает, что после ДТП страховые компании платят ниже рыночной стоимости запчастей, с учетом изношенности деталей. По его мнению, в большинстве случаев ОСАГО оказывается бесполезен.

— Например, недавно случай был: клиенту 18 лет, 45 тысяч рублей отдал за полис ОСАГО. Страховая насчитала водителю, в которого он въехал, за задний бампер и сопутствующие повреждения выплату 180 тысяч рублей. Из них 60 тысяч выплатила страховая. Теперь подан иск на моего клиента, что он 120 рублей должен погасить — разницу между рынком и справочниками ОСАГО. Получается, если бы он въехал без ОСАГО, то платил бы те же 45 тысяч рублей, те же 120 тысяч за ущерб, и еще 15 бы осталось погасить. Не покупая ОСАГО, он бы еще сэкономил. И такая практика постоянно. Единственный способ получить полное страховое возмещение — если потерпевший будет требовать ремонт у страховой, а та не сможет его организовать, очень частая история. Тогда они по рынку платят и виновник ничего не доплачивает. Но виновник на это не может повлиять. Если потерпевший согласен на выплату, то в любом случае придется разницу до рыночной стоимости запчастей доплачивать. Тогда какой смысл от страховки?, — говорит юрист.

В то же время в Госдуме предложили повысить верхний порог страховых выплат по ОСАГО при ДТП. Законопроект подготовили депутаты от фракции ЛДПР во главе с председателем комитета по труду и социальной политике Ярославом Ниловым. Предельную страховую сумму хотят поднять до 650 тысяч рублей в случае вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего и до 520 тысяч, если вред причинили имуществу. Сейчас максимальный размер выплат составляет 500 и 400 тысяч рублей соответственно.

Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов отмечает, что сейчас страховщики не ремонтируют авто, как должны, а просто выплачивают деньги. При этом покупать ОСАГО все равно нужно. Когда в ДТП ни у виновника, ни у пострадавшего нет полиса, потерпевшей стороне приходится доказывать наличие ущерба.

— Учитывая проблемы с поставками запчастей и их стоимостью, страховщики пытаются все риски переложить на автолюбителя. Суммы может не хватить, и с этим, безусловно, надо разбираться. Но страховка ОСАГО — не страховка КАСКО. Вы страхуете свою гражданскую ответственность перед другими. Вашу машину ремонтировать все равно не будут, купили вы полис или нет, — подчеркивает эксперт.

Будущее за камерами

Сейчас факт отсутствия полиса засекает инспектор после остановки транспортного средства. Но в правительстве рассчитывают, что через какое-то время нарушение начнут автоматически фиксировать камеры.

Информационная система ГИБДД начнет работать вместе с Национальной страховой информационной системой («дочка» Центробанка, формируется на базе доработанной у Российского союза автостраховщиков системы), и выявлять нарушителей станут гораздо чаще. Нововведение откладывается из-за технических сложностей. В Союзе страховщиков Татарстана отмечают, что с камерами увеличится охват застрахованных, за счет чего будет проще устанавливать размеры базовых тарифов в рамках тарифного коридора, а подход к ценообразованию ОСАГО станет гибким.

В Татарстане в прошлом году выписали рекордное количество штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные дорожными камерами и радарами, — всего 8 миллионов «писем счастья». По этому показателю республику опередили только Московская и Ленинградская область. Юрист Рушан Кабиров уверен, что с фиксацией камерами штрафы станут приходить чаще, но это не отменит «лазейку» в законе — если заявить, что за рулем не хозяин, то штраф будет отменен.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля