Продажи полисов ОСАГО, как и год назад, значительно диверсифицированы по регионам страны, а структура продаж в «виртуальном» портфеле Банки.ру весьма стабильна. На первую десятку приходится, как и годом ранее, немногим менее половины всех продаж полисов в I квартале 2023 года. В остальных регионах в этот же период в совокупности было продано 53% полисов против 54% годом ранее. Долю продаж более 5% демонстрировали такие территориальные субъекты, как Москва, Московская и Свердловская области, а также Санкт-Петербург.
В среднем стоимость полиса ОСАГО, купленного на Банки.ру, для всех населенных пунктов страны выросла на 28% при сравнении с соответствующим кварталом 2023 года и составила 7,7 тыс. руб. Вместе с тем подорожание полиса ОСАГО носило различный масштаб в отдельных населенных пунктах. Среди рассматриваемых городов-миллионников меньше всего полис вырос в цене в Москве (+21%), а больше всего — в Нижнем Новгороде (+57%). В Нижнем Новгороде была зарегистрирована и самая высокая средняя стоимость полиса в I квартале 2023 года — 11,3 тыс. руб., в то время как самая низкая стоимость полиса ОСАГО была в Ростове-на-Дону (в среднем 8,8 тыс. руб.).
Структура продаж полисов ОСАГО владельцам автомобилей, чьи бренды ведут свое происхождение из той или иной страны, оказалась весьма устойчивой, что в свою очередь может означать пока еще слабое изменение структуры парка автомобилей в России. Это неудивительно, поскольку приток новых автомобилей на рынок существенно сократился, а отток старых машин, вероятно, также замедлился. Так, самое заметное изменение доли в I квартале 2023 года не превышало 2 п. п. Именно на такую величину стало меньше российских автомобилей, которые были застрахованы на Банки.ру в этот период. Лидирующим сегментом по-прежнему остаются японские машины, владельцы которых покупали ОСАГО почти в четверти случаев. Между тем, в последнее время идет активное пополнение автомобильного парка китайскими автомобилями, которые постепенно заменяют транспортные средства, произведенные в «недружественных странах», хотя полное замещение едва ли произойдет в ближайшее время.
Топ-10 марок, которые страхуют по ОСАГО, выглядит стабильно: чаще всего клиенты Банки.ру покупали полисы на автомобили ВАЗ различных модификаций, хотя совокупная доля этой российской марки снизилась почти на 2 п. п. в I квартале 2023 года. По-прежнему значительную долю застрахованных транспортных средств составляют корейские марки Kia и Hyundai. Единственным новичком стала Skoda, которой удалось потеснить Mitsubishi, однако многие перемещения в рейтинге носили скорее ситуативный характер.
Изменение структуры моделей, которые страховались по ОСАГО в I квартале, выглядело более динамичным. В прошлом году почти 4% полисов были проданы владельцам российской «Нивы», но в этом году ситуация изменилась, и доля этой модели в продажах полисов сократилась в 1,5 раза. Стабильно остаются в числе лидеров Granta, Solaris и Rio. Значительно выросла доля полисов для Vesta. Вероятно, это связано с тем, что «Автоваз» принял решение значительно нарастить выпуск этой модели. Снятые с производства «Калина» и «Приора», наоборот, постепенно вытесняются из списка лидеров более новыми версиями ТС.
Доля клиентов, которые покупали ОСАГО для возрастных машин старше 10 лет, заметно снизилась: 41% против 50% годом ранее. Доля автомобилей в диапазоне 8–10 лет остается стабильной: чуть менее четверти полисов ОСАГО пришлось на эти транспортные средства. Одновременно доля страховок на более новые автомобили растет. Если доля группы 4–7-летних авто выросла на 2 п. п., то относительно новые машины, около 3 лет и младше, стали страховать значительно чаще (+6 п. п.).
В целом автомобили, которые страховали клиенты Банки.ру, стали за год немного мощнее. Все группы транспортных средств с мощностью двигателя более 100 л. с. нарастили свои доли на 1–3 п. п., и хотя эти процессы не носили широкого масштаба, однако происходили синхронно. Также одновременно снижались доли групп ТС с мощностью ниже данного значения, особенно это было заметно для машин с мощностью двигателя от 71 до 100 л. с., чей вес снизился на 6 п. п.
При сравнении значений коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который соотносится с аккуратной и безаварийной ездой, можно заметить смещение влево для области, характеризующей КБМ страхователей в I квартале 2023 года (отмечена оранжевым цветом). Это может свидетельствовать о том, что в среднем клиенты Банки.ру стали ездить еще более аккуратно, чем годом ранее. Необходимо отметить, что для оценки КБМ в I квартале 2022 года использовалась актуальная на тот момент шкала этого коэффициента (нижний ряд на горизонтальной оси).
Изменение веса отдельных возрастных групп также не носило сколько-нибудь радикального характера. Каждая возрастная группа до 50 лет прибавляла в среднем по 1 процентному пункту, возрастные группы старше этого возраста, наоборот, медленно теряли свой вес. Так, доля страхователей от 51 до 65 лет стала меньше на 1 п. п., а старше 65 лет — на 2 процентных пункта.
В I квартале текущего года структура покупок полисов ОСАГО мужчинами и женщинами не претерпела никаких изменений. Как и в прошлом году, 74% клиентов — это мужчины, доля женщин оставалась невысокой — немногим больше четверти страхователей.
Если смотреть на средний возраст покупателей полисов, то здесь также произошли лишь небольшие изменения. Клиенты в целом «стали моложе» всего на один год: средний возраст снизился с 45 до 44 лет. В I квартале 2023 года как мужская, так и женская аудитория «помолодела» приблизительно на равную, впрочем, тоже малозаметную величину.
Подводя итоги, можно отметить следующее:
- На первую десятку ключевых регионов приходилось 47% продаж полисов ОСАГО в I квартале 2023 года.
- Ключевыми регионами с долей продаж более 5% были Москва, Московская и Свердловская области, а также Санкт-Петербург.
- В среднем стоимость полиса ОСАГО при рассмотрении всех населенных пунктов страны выросла на 28% при сравнении с соответствующим кварталом 2023 года и составила 7,7 тыс. руб.
- Среди рассматриваемых городов-миллионников меньше всего полис для клиентов Банки.ру вырос в цене в Москве (+21%), а больше всего — в Нижнем Новгороде (+57%).
- Ключевым сегментом остаются японские машины, владельцы которых покупали ОСАГО в 23% случаев.
- Чаще всего клиенты Банки.ру страхуют автомобили ВАЗ различных модификаций (16,3%).
- В I квартале 2023 года ОСАГО для ВАЗ Granta покупали чаще всего (3,2%).
- Доли возрастных автомобилей (старше 7 лет) в продажах ОСАГО постепенно сокращаются, а новых ТС — растут.
- Транспортные средства с мощностью двигателя более 100 л. с. увеличивают свой вес в продажах ОСАГО при сравнении с I кварталом прошлого года.
- В I квартале 2023 года аккуратных водителей среди купивших полис на Банки.ру стало немного больше, чем годом ранее, если отталкиваться от показателей КБМ страхователей.
- Возрастные группы клиентов по ОСАГО до 50 лет прибавили в среднем по 1 процентному пункту каждая, а группы старше этого возраста, наоборот, медленно теряли свой вес в общем процентном соотношении.
- Структура покупок полисов ОСАГО мужчинами и женщинами не претерпела существенных изменений. Как и в прошлом году, 74% клиентов — это мужчины.
- Клиенты, купившие ОСАГО в I квартале 2023 года, «стали моложе» всего на год: средний возраст страхователя обоих полов в этот период был 44 года.