Как изменился рынок ОСАГО в I квартале 2023 года по сравнению с 2022 годом: исследование Банки.ру

I квартал 2022 года дал старт фундаментальным изменениям в экономике страны и добавил новые переменные для страхового рынка.

07:28
Банки.ру
Эти факторы изменили рыночный контекст для различных сегментов и видов страхования. Отдельные виды страховой активности адаптировались к новым условиям быстрее, другие — медленнее. Уверенно можно утверждать одно: кардинального нарушения деятельности страхового рынка как системы не произошло, но способы взаимодействия между субъектами страховой отрасли несколько изменились. Одним из тех видов страхования, который испытал на себе воздействие не только трансформирующейся рыночной конъюнктуры, но и регуляторных нововведений, стало обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Аналитический центр Банки.ру изучил, как изменился ряд особенностей клиентов, покупающих полисы этого обязательного вида страхования, характеристики объектов страхования, а также траты на покупку полиса на маркетплейсе в I квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Продажи полисов ОСАГО, как и год назад, значительно диверсифицированы по регионам страны, а структура продаж в «виртуальном» портфеле Банки.ру весьма стабильна. На первую десятку приходится, как и годом ранее, немногим менее половины всех продаж полисов в I квартале 2023 года. В остальных регионах в этот же период в совокупности было продано 53% полисов против 54% годом ранее. Долю продаж более 5% демонстрировали такие территориальные субъекты, как Москва, Московская и Свердловская области, а также Санкт-Петербург.

В среднем стоимость полиса ОСАГО, купленного на Банки.ру, для всех населенных пунктов страны выросла на 28% при сравнении с соответствующим кварталом 2023 года и составила 7,7 тыс. руб. Вместе с тем подорожание полиса ОСАГО носило различный масштаб в отдельных населенных пунктах. Среди рассматриваемых городов-миллионников меньше всего полис вырос в цене в Москве (+21%), а больше всего — в Нижнем Новгороде (+57%). В Нижнем Новгороде была зарегистрирована и самая высокая средняя стоимость полиса в I квартале 2023 года — 11,3 тыс. руб., в то время как самая низкая стоимость полиса ОСАГО была в Ростове-на-Дону (в среднем 8,8 тыс. руб.).

Структура продаж полисов ОСАГО владельцам автомобилей, чьи бренды ведут свое происхождение из той или иной страны, оказалась весьма устойчивой, что в свою очередь может означать пока еще слабое изменение структуры парка автомобилей в России. Это неудивительно, поскольку приток новых автомобилей на рынок существенно сократился, а отток старых машин, вероятно, также замедлился. Так, самое заметное изменение доли в I квартале 2023 года не превышало 2 п. п. Именно на такую величину стало меньше российских автомобилей, которые были застрахованы на Банки.ру в этот период. Лидирующим сегментом по-прежнему остаются японские машины, владельцы которых покупали ОСАГО почти в четверти случаев. Между тем, в последнее время идет активное пополнение автомобильного парка китайскими автомобилями, которые постепенно заменяют транспортные средства, произведенные в «недружественных странах», хотя полное замещение едва ли произойдет в ближайшее время.

Топ-10 марок, которые страхуют по ОСАГО, выглядит стабильно: чаще всего клиенты Банки.ру покупали полисы на автомобили ВАЗ различных модификаций, хотя совокупная доля этой российской марки снизилась почти на 2 п. п. в I квартале 2023 года. По-прежнему значительную долю застрахованных транспортных средств составляют корейские марки Kia и Hyundai. Единственным новичком стала Skoda, которой удалось потеснить Mitsubishi, однако многие перемещения в рейтинге носили скорее ситуативный характер.

Изменение структуры моделей, которые страховались по ОСАГО в I квартале, выглядело более динамичным. В прошлом году почти 4% полисов были проданы владельцам российской «Нивы», но в этом году ситуация изменилась, и доля этой модели в продажах полисов сократилась в 1,5 раза. Стабильно остаются в числе лидеров Granta, Solaris и Rio. Значительно выросла доля полисов для Vesta. Вероятно, это связано с тем, что «Автоваз» принял решение значительно нарастить выпуск этой модели. Снятые с производства «Калина» и «Приора», наоборот, постепенно вытесняются из списка лидеров более новыми версиями ТС.

Доля клиентов, которые покупали ОСАГО для возрастных машин старше 10 лет, заметно снизилась: 41% против 50% годом ранее. Доля автомобилей в диапазоне 8–10 лет остается стабильной: чуть менее четверти полисов ОСАГО пришлось на эти транспортные средства. Одновременно доля страховок на более новые автомобили растет. Если доля группы 4–7-летних авто выросла на 2 п. п., то относительно новые машины, около 3 лет и младше, стали страховать значительно чаще (+6 п. п.).

В целом автомобили, которые страховали клиенты Банки.ру, стали за год немного мощнее. Все группы транспортных средств с мощностью двигателя более 100 л. с. нарастили свои доли на 1–3 п. п., и хотя эти процессы не носили широкого масштаба, однако происходили синхронно. Также одновременно снижались доли групп ТС с мощностью ниже данного значения, особенно это было заметно для машин с мощностью двигателя от 71 до 100 л. с., чей вес снизился на 6 п. п.

При сравнении значений коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который соотносится с аккуратной и безаварийной ездой, можно заметить смещение влево для области, характеризующей КБМ страхователей в I квартале 2023 года (отмечена оранжевым цветом). Это может свидетельствовать о том, что в среднем клиенты Банки.ру стали ездить еще более аккуратно, чем годом ранее. Необходимо отметить, что для оценки КБМ в I квартале 2022 года использовалась актуальная на тот момент шкала этого коэффициента (нижний ряд на горизонтальной оси).

Изменение веса отдельных возрастных групп также не носило сколько-нибудь радикального характера. Каждая возрастная группа до 50 лет прибавляла в среднем по 1 процентному пункту, возрастные группы старше этого возраста, наоборот, медленно теряли свой вес. Так, доля страхователей от 51 до 65 лет стала меньше на 1 п. п., а старше 65 лет — на 2 процентных пункта.

В I квартале текущего года структура покупок полисов ОСАГО мужчинами и женщинами не претерпела никаких изменений. Как и в прошлом году, 74% клиентов — это мужчины, доля женщин оставалась невысокой — немногим больше четверти страхователей.

Если смотреть на средний возраст покупателей полисов, то здесь также произошли лишь небольшие изменения. Клиенты в целом «стали моложе» всего на один год: средний возраст снизился с 45 до 44 лет. В I квартале 2023 года как мужская, так и женская аудитория «помолодела» приблизительно на равную, впрочем, тоже малозаметную величину.

Подводя итоги, можно отметить следующее:
  • На первую десятку ключевых регионов приходилось 47% продаж полисов ОСАГО в I квартале 2023 года.
  • Ключевыми регионами с долей продаж более 5% были Москва, Московская и Свердловская области, а также Санкт-Петербург.
  • В среднем стоимость полиса ОСАГО при рассмотрении всех населенных пунктов страны выросла на 28% при сравнении с соответствующим кварталом 2023 года и составила 7,7 тыс. руб.
  • Среди рассматриваемых городов-миллионников меньше всего полис для клиентов Банки.ру вырос в цене в Москве (+21%), а больше всего — в Нижнем Новгороде (+57%).
  • Ключевым сегментом остаются японские машины, владельцы которых покупали ОСАГО в 23% случаев.
  • Чаще всего клиенты Банки.ру страхуют автомобили ВАЗ различных модификаций (16,3%).
  • В I квартале 2023 года ОСАГО для ВАЗ Granta покупали чаще всего (3,2%).
  • Доли возрастных автомобилей (старше 7 лет) в продажах ОСАГО постепенно сокращаются, а новых ТС — растут.
  • Транспортные средства с мощностью двигателя более 100 л. с. увеличивают свой вес в продажах ОСАГО при сравнении с I кварталом прошлого года.
  • В I квартале 2023 года аккуратных водителей среди купивших полис на Банки.ру стало немного больше, чем годом ранее, если отталкиваться от показателей КБМ страхователей.
  • Возрастные группы клиентов по ОСАГО до 50 лет прибавили в среднем по 1 процентному пункту каждая, а группы старше этого возраста, наоборот, медленно теряли свой вес в общем процентном соотношении.
  • Структура покупок полисов ОСАГО мужчинами и женщинами не претерпела существенных изменений. Как и в прошлом году, 74% клиентов — это мужчины.
  • Клиенты, купившие ОСАГО в I квартале 2023 года, «стали моложе» всего на год: средний возраст страхователя обоих полов в этот период был 44 года.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля