В ноябре таких жалоб насчитывается больше десятка, тогда как раньше счет шел на единицы.
Например, клиенты СК «АльфаСтрахование» сетуют, что страховщик расторгает договор из-за ошибок в мощности автомобиля или регистрации транспортного средства (ТС) и не возвращает страховую премию. При этом на предложение клиентов исправить ситуацию компания отвечает отказом. Кроме того, на подобные практики жалуются граждане, являющиеся клиентами СК «Абсолют Страхования» и МАКС.
В среднем ежемесячно по этой тематике в ЦБ поступает 40-60 жалоб, рассказал изданию представитель регулятора. «Мы направляли страховщикам предписания, проводили надзорные встречи, опубликовали информационное письмо с рекомендациями страховщикам не допускать недобросовестных практик», — отметил он.
В «АльфаСтраховании» и МАКС не ответили на запрос газеты. В «Абсолют Страховании» полагают, что действуют в рамках закона: согласно правилам ОСАГО, СК вправе в одностороннем порядке расторгать договоры при выявлении недостоверных сведений, имеющих значение для определения степени страхового риска. При этом после обращения в компанию клиент может восстановить договор с доплатой страховой премии, говорят в компании.
Клиенты других СК также сталкиваются с подобными ситуациями, пишет «Коммерсант» со ссылкой на свой опрос страховщиков. За январь — сентябрь число расторжений договоров ОСАГО по инициативе страховых компаний из-за неверных данных составило 150 – 300 тысяч случаев. Как правило, неверно указываются сведения о территории преимущественного использования ТС, о его категории или о мощности двигателя, отмечает начальник отдела методологии по ОСАГО СК «Росгосстрах» Егор Светлов. Основная причина для расторжения договора — это некорректная информация о целях использования автомобиля, рассказали в «СберСтраховании». В Российском союзе страховщиков (РСА) указывают, что страхователи зачастую специально указывают неверные данные, чтобы СК применила коэффициенты, которые уменьшают страховую премию.
Страховая компания вправе досрочно прекратить действие договора в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора, говорит управляющий партнер юридической компании «Шаги» Андрей Шарков. Однако, по его словам, эти предоставленные ложные или неполные сведения в таком случае должны иметь существенное значение для определения степени страхового риска.
По словам правозащитников, практику расторжения договоров ОСАГО по инициативе СК необходимо изменить. Ошибки должны устраняться не путем расторжения договора — механистического подхода, а в рабочем порядке, считает вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин: «Например, если страхователь предоставил неверную информацию, которая влияет на стоимость полиса, то он может просто доплатить в личном кабинете. Если же ошибки не влияют на стоимость, то они должны устраняться самим страховщиком или страховым агентом».
Страховщики стали чаще самостоятельно расторгать уже заключенные договоры ОСАГО
За текущий месяц увеличилось количество случаев расторжения уже заключенных договоров ОСАГО по инициативе страховой компании (СК) из-за ошибок в данных страхователя или автомобиля, пишет «Коммерсант» со ссылкой на сообщения граждан, оставляемых ими на финансовых форумах.