Запрет на страхование танкеров с российской нефтью пока откладывается

Евросоюз отложил введение запрета на страхование судов с российской нефтью. Об этом пишет Financial Times.

07:36
BFM.Ru
О таком запрете ЕС и Великобритания условились еще в начале лета. Однако Лондон пока запретил страхование только тех российских судов, что идут в саму Великобританию. Параллельно США, Великобритания и страны ЕС хотят установить потолок цен на российскую нефть и при этом не навредить своей же экономике.

Как пишет газета, лондонский рынок Lloyd's of London находится в центре индустрии морского страхования — и все зависит от воли британцев, просто пока такой запрет вводить рано. Мысль о том, что в треугольнике «продавец нефти — покупатель — страховая» именно последняя выглядит слабым звеном, не лишена смысла. Однако просто так исключить ее из этой цепочки непросто, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс:

«Морское страхование — самая древняя отрасль, наверное. Если у вас не застрахованы морские суда, ни один перевозчик не даст свой груз, потому что его потери — это его потери на 100%. Без морской страховки вас не примут в порту и не выгрузят ваш груз, то есть перевозка невозможна. Это как в ИКАО: вы не можете поднять самолет без страховки, это запрещено международными правилами. Плюс, расскажите мне, какой морской путь не проходит через «недружественные» моря, где совершенно точно нужна страховка? Порты без страховки принять груз не могут. Любой разлив, не дай бог, какого-нибудь танкера, как это было неоднократно, например, в Мексиканском заливе, — это десятки или сотни миллиардов долларов. Никакие гарантии, кроме страхования, не работают».

По мнению эксперта, отсрочка запрета на страхование судов со стороны Запада — попытка выиграть время и заполнить свои хранилища российской нефтью. В санкционной политике сменилась парадигма: теперь европейцы и американцы считают, что надо способствовать как можно большему экспорту российской нефти, чтобы убрать часть дефицита и снизить цены. Вопрос, как тогда быть с большей прибылью для Москвы, остается за бортом. Считается, что, если рынок насытить, цены будут ниже, а значит, и заработки России тоже. Поэтому дается сигнал: танкер с российской нефтью можно страховать, это теперь не токсичная деятельность. По словам Игоря Юргенса, Москва не ждет, уже ведутся переговоры со страховщиками из «дружественных» стран, чтобы обойти британцев.

Есть радикальный вариант и без традиционного страхования, добавляет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Стандартная ситуация, вообще все подряд страхуют — саму сделку, перевод денег, заход в порт. Традиционно этим занимались западные компании, британские компании. Но при этом есть последствия введения санкций: теперь продавец и покупатель договариваются о такой схеме, которая всех устраивает. Применение этой схемы мы наблюдаем с мая при перевозке российской нефти. РФ перешла с Индией на взаимоприемлемую схему, когда суда страхуют российские компании под государственной гарантией. Индию это устраивает, появилось полноценное, можно сказать, импортозамещение западных страховых компаний. Я думаю, что чем дальше, тем больше будет переход на национальных страховщиков».

Скорее, грозит не страховой дефицит, а нехватка самих танкеров. Раньше рынки выстраивались из интересов экономии: Россия была основным поставщиком для Европы из-за самого короткого транспортного плеча. Теперь правит политика. Россия уходит на азиатские рынки, ближневосточные экспортеры идут в Европу, заменяя Россию. Маршруты увеличиваются. Чтобы доставлять те же объемы, нужно больше танкеров. Баланс могут найти, если мир скатится в рецессию, потребление нефти и следом цены на нее снизятся, значит, и объемы поставок сократятся, считают эксперты. Яснее станет в середине 2023 года, когда уже будут работать декабрьские санкции ЕС о запрете на оказание финансовых услуг российскому нефтяному экспорту и начнут действовать новые ограничения в отношении нефтепродуктов. То есть когда пройдут две волны перестроения рынка.

Вместе с тем западные страны обсуждают введение потолка цен на российскую нефть. Тогда можно будет оставить запреты только на те поставки, которые пойдут мимо этой схемы. Позиция Китая, Индии и других крупных покупателей будет ключевой. Но сама идея потолка цен весьма наивна, считает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

«Не стоит удивляться тому, что принимается много решений. Часть этих решений сильно противоречит друг другу, а иногда и здравому смыслу, что требует введения каких-то корректировок. Сам по себе механизм ограничения предельной цены на российскую нефть пока не выглядит слишком реалистичным. Чаще всего картели являются действенными тогда, когда их участники проявляют значительные единодушие и дисциплину, но добиться подобного в отношении не продавцов, а покупателей нефти пока никому не удавалось».

Евросоюз пытается усидеть на трех стульях: нанести ущерб доходам России, смягчить удар по собственной экономике и свести к минимуму любые побочные эффекты для мировой экономики. Но шансы на успех крайне малы. Страхование судов уже откладывается, Западу обострять отношения с Китаем и Индией не подходит. Абсурдно выглядят и сроки, отмечают эксперты: заявляется, что потолок цен введут в декабре — тогда же, когда, по идее, будут запрещены морские поставки российской нефти странам Евросоюза. Тут уже либо одно, либо другое.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля