Что может измениться в системе ОСАГО

Для проблемных водителей хотят создать перестраховочный пул.

08:38
Парламентская газета
К водителям, которые чаще других попадают в аварии, традиционно относят таксистов, водителей автобусов и начинающих. Опасаясь убытков, крупные страховщики не хотят оформлять таким категориям сидящих за рулём «автогражданку». Поэтому водители из зоны риска вынуждены обращаться в маленькие компании, которые часто просто не могут покрыть расходы на ремонт авто. Таким образом, полис ОСАГО превращается в своего рода лотерею, говорят эксперты. Как разорвать этот замкнутый круг, придумали в Госдуме. Там предложили создать перестраховочный пул на рынке «автогражданки». Документ уже опубликован в электронной базе Госдумы. «Парламентская газета» выяснила, что изменится с его принятием для страховщиков, водителей и пассажиров.

Что такое перестраховочный пул
Перестраховочные пулы — это объединения страховщиков, которые совместно ведут страховую деятельность по отдельным видам страхования или страховым рискам. Таким образом, если кто-то из членов пула не может выполнить свои обязательства, выплаты делят между собой другие члены пула.

«Например, такие объединения страховщиков уже созданы в России для перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий, а также для перестрахования рисков гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», — рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.

Необходимость распространить перестраховочные пулы на рынок ОСАГО связана с существующими проблемами в системе гарантированного заключения договора автогражданской ответственности и, как следствие, со снижением доступности данного вида страхования, отметил депутат.

Чтобы решить проблему, Анатолий Аксаков и его коллеги по Думе предложили внести изменения в законы «Об организации страхового дела» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, исключить требование о наличии лицензии на перестрахование для тех компаний, которые осуществляют перестрахование исключительно на рынке ОСАГО.

По действующему законодательству участниками перестраховочного пула могут быть только страховщики, имеющие соответствующую лицензию. Для её оформления нужен минимальный уставный капитал — от 600 миллионов рублей. Но, по оценкам авторов документа, около половины страховщиков, работающих с «автогражданкой», не имеют таких средств, а значит, не могут получить лицензию на перестрахование.

Согласно инициативе, участниками пула должны быть все страховщики, занимающиеся ОСАГО. При этом Банк России, по законопроекту, будет вправе устанавливать отдельные требования к перестраховочному пулу, уточнили в Госдуме.

«Такое нововведение за счёт более справедливого распределения между страховщиками обязательств в наиболее проблемных сегментах ОСАГО, где суммы выплат часто превышают сборы, повысит финансовую устойчивость страховщиков, а также улучшит ситуацию с доступностью услуг ОСАГО — страховщики будут не так сильно опасаться заключать высокоубыточные договоры», — сказал Аксаков.

Не снимая ответственности с водителей
Сейчас крупные компании зачастую отказывают проблемным водителям в оформлении полиса обязательной «автогражданки». В этом случае водитель, как правило, отправляется в систему «Е-Гарант», которая изначально и была создана в помощь так называемым проблемным шофёрам.

По данным агрегатора «Сравни.ру», только за 9 месяцев 2021 года популярность Е-Гаранта выросла на 47 процентов. Однако такой интерес к сервису в итоге привёл к росту неплатежей. Таким образом, полисы превращались в своего рода лотерею, прокомментировал недостатки действующей системы координатор общества «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

В будущем именно перестраховочные пулы должны будут заменить систему «Е-Гарант», считает эксперт. «Это логичная инициатива, — сказал Шкуматов «Парламентской газете». — Одно дело, когда единственная компания несёт ответственность по авариям тысячи таксистов, другое дело, когда эту ответственность делят все участники рынка».

При этом он уточнил, что новая система не должна снимать ответственности и с самих проблемных водителей — тех же таксистов. «Люди, которые совершают аварии, должны понимать, что так ездить нельзя. И ОСАГО в этом плане должно стимулировать водителей к аккуратному вождению, а не к лихачеству на дороге», — сказал Шкуматов.

Что ещё предлагают изменить
Эксперты ожидают, что в случае принятия закона о перестраховочном пуле следующим шагом станет расширение тарифного коридора и дальнейшей индивидуализации ОСАГО. Такая мера позволит страховым компаниям существенно снижать тариф для дисциплинированных водителей и увеличивать стоимость страховки для водителей с повышенным уровнем риска.

«Для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок вниз и вверх составит 10 процентов, для общественного транспорта (автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи) — 4,9 процента, для других категорий транспортных средств, в частности для такси, — 30 процентов», — сообщил ЦБ.

«Это приведёт к тому, что для некоторых таксистов, которые ездят неаккуратно, цена полиса будет расти. А для тех, кто соблюдает правила, будет снижаться. Не думаю, что это приведёт к росту цен на такси», — сказал Пётр Шкуматов.

При этом он отметил, что конечной целью нововведения должно быть стимулирование таксистов к аккуратной езде. «Ездить по правилам должно быть выгодно. А сдавать машину в аренду кому попало — нет», — отметил эксперт.

Ранее Центробанк также разработал проект указания о внесении изменений в правила ОСАГО. В частности, обязанность информировать клиента о страховом случае предлагают перенести с участников ДТП на страховщика. Также предлагается включить в состав обязательных расходов, возмещаемых страховщиком, траты на услуги почтовой связи.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля