Лидеры ОСАГО фиксируют рост выплат в I полугодии за счет восстановления транспортного потока, частоты ДТП и роста цен на авторемонт

Выплаты в ОСАГО росли быстрее сборов в I первом полугодии 2021 года, сообщили Интерфаксу представители крупнейших автостраховщиков в ходе опроса.

08:05
Финмаркет

Премии в ОСАГО увеличились на 7%, выплаты - почти на 9%. Такие результаты сложились на фоне восстановления плотности движения на автодорогах, из-за увеличения частоты ДТП в этом году по сравнению с прошлым, когда действовали противоэпидемические ограничения, а также из-за удорожания авторемонта. При этом средняя цена полиса ОСАГО для потребителей оставалась неизменной. Опережающий рост выплат в ОСАГО поставит вопрос о втором этапе реформы индивидуализации тарифов в "автогражданке" уже этой осенью, считают участники опроса.

ПЁСТРАЯ СТАТИСТИКА

Рост выплат в ОСАГО у разных компаний оказался неоднородным в I полугодии 2021 года. Так, у лидера сегмента, компании "РЕСО-Гарантия", выплаты увеличились на 52% (до 11,7 млрд рублей), у "Ингосстраха" (MOEX: INGS) выплаты почти не изменились, выплаты "Росгосстраха" выросли 18,7%.

Премии по ОСАГО "РЕСО-Гарантии" также увеличивались, но медленнее, чем выплаты - на 12%, достигли 18,3 млрд рублей. В I полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019 года объем выплат "РЕСО-Гарантии" снижался - на 13,7%, до 7,7 млрд рублей.

"Мы видим рост средней выплаты в целом по стране по договорам ОСАГО для физлиц (это примерно 80% всего транспортного парка РФ - прим. ИФ) на 9% с начала 2021 года, за весь 2020 год средняя выплата выросла еще на 6%. Клиенты стали больше получать страховых возмещений", - привел данные "Интерфаксу" заместитель гендиректора по розничному страхованию "РЕСО-Гарантии" Юрий Демин.

"Особенно заметно подорожание запчастей при авторемонте", - развил тему директор департамента обязательных видов страхования СК "АльфаСтрахование" (MOEX: ALFS) Сергей Скоморохин. Это напрямую влияет на моторные выплаты СК. Он согласился с коллегами в том, что "частота убытков в 2021 году в ОСАГО превышает прошлогодние показатели, увеличение уже на 29%" (оценка учитывает "провал" частоты ДТП и убытков в период локдауна в I полугодии 2020 года - ИФ).

В "Ингосстрахе" объем выплат почти не изменился за рассматриваемый период к сопоставимому уровню прошлого года. Но в компании также замечают рост частоты страховых событий в ОСАГО, поэтому ожидаемо последует и рост убыточности.

Убыточность в ОСАГО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла по двум причинам, сказал заместитель гендиректора "Ингосстраха" Алексей Власов. Во-первых, из-за сложных для автомобилистов погодных условий зимы и начала весны 2021 года, во-вторых, из-за прошлогоднего локдауна на ключевых рынках РФ (когда снизилась активность водителей, число ДТП и статистика моторных убытков - ИФ).

"На данных статистики по ОСАГО сказалось сравнение с низкими показателями убыточности во II квартале 2020 года. Если говорить о кварталах внутри I полугодия 2021 года, то частотность убытков в ОСАГО в I квартале этого года росла на 15-25% от месяца к месяцу к уровню сопоставимых прошлогодних показателей. Во II квартале текущего частотность выросла в 2 раза. Только в июне этого года показатель стабилизировался на уровне того же месяца 2020 года", - отметил он.

Премии по ОСАГО "Ингосстрах" увеличил на 13,7% в I полугодии 2021 года - на 1,6 млрд рублей (до 13,3 млрд рублей), что выше рынка в целом. "По предварительным данным РСА, весь рынок ОСАГО в I полугодии 2021 года вырос на 6,9% - до 110,4 млрд рублей по премиям", - сообщил Власов.

В "Росгосстрахе" сообщили, что премии и выплаты по ОСАГО растут последние 3 года. Так, согласно данным директора направления по управлению портфелем ОСАГО "Росгосстраха" Юрия Стрекалова, сборы по ОСАГО в I полугодии допандемийного 2019 года составили почти 10,6 млрд рублей, за тот же период 2020 года - 12,2 млрд рублей, 2021 года - 13,7 млрд рублей. Премии по ОСАГО в I полугодии этого года к аналогичному периоду прошлого выросли на 12,3%.

Выплаты по ОСАГО также растут, правда, с небольшим торможением в пандемийном 2020 году. Выплаты "Росгосстраха" по ОСАГО были на уровне 7,6 млрд рублей, 7,5 млрд рублей и 8,9 млрд рублей соответственно за те же периоды. Выплаты в I полугодии этого года к аналогичному периоду прошлого увеличились на 18,7%.

ЧАЩЕ ПЛАТЯТ

Директор департамента обязательных видов страхования "АльфаСтрахования" Сергей Скоморохин считает, что на выплаты в автостраховании, в том числе в ОСАГО, влияет изменение курсов валют и "удорожание запчастей при ремонте автомобилей, а также рост частотности страховых событий. "С начала 2021 года частота страховых событий в ОСАГО оказалась выше, чем в 2020 году, уже на 29% (с учетом фактора локдауна в первой половине 2020 года)", - привел данные Скоморохин.

Признал рост выплат в ОСАГО заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов: "В сегменте ОСАГО показатель увеличивается третий год подряд".

Согласно опросу страховщиков ОСАГО, общие выплаты в I полугодии 2021 года выросли примерно на 9% и превысили 74 млрд рублей по сравнению с 68 млрд рублей годом ранее. Если сопоставить выплаты по ОСАГО с I полугодием благополучного 2019-го, то все равно увидим рост - примерно на 3,8% (71,3 млрд рублей были выплаты по ОСАГО за I полугодие 2019 года).

КОНСТАНТА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

РСА, страховщики ОСАГО и регулятор особое внимание уделяют анализу средней цены полиса ОСАГО для физлиц. Средняя цена полиса "автогражданки" не меняется несколько лет, хотя реформа индивидуализации тарифов в ОСАГО увеличила разброс тарифов для отдельных водителей.

С начала текущего года средняя премия по полису ОСАГО в "Ингосстрахе" почти не изменилась, та же ситуация на рынке. За аналогичный период количество электронных полисов в "Ингосстрахе" выросло на 18% и составило более 60% от всех заключенных договоров ОСАГО, сообщил Власов из "Ингосстраха".

Средняя премия по ОСАГО для физлиц составила 5448 рублей в I полугодии 2021 года, осталась на уровне аналогичного прошлогоднего показателя, сообщили в РСА. Максимально возможную скидку в размере 50% при покупке полиса ОСАГО получили 29% водителей-физлиц (прирост на 1,4 млн человек к уровню аналогичного периода прошлого года).

Средняя цена полиса ОСАГО в "Росгосстрахе" тоже практически не изменилась, доля полисов ОСАГО, оформляемых онлайн, в последние три года в компании колеблется в пределах 40-50%.

ШИРЕ БЕРЕГА

Первый этап проведенной индивидуализации тарифов существенно снизил количество недотарифицированных сегментов, считают в "Ингосстрахе". "В настоящий момент мы оцениваем их долю примерно в 20-25% в общем объеме рынка. В числе таких сегментов наиболее значимыми являются такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам. Таким образом, недотарифицированные сегменты в ОСАГО сохраняются, убыточность плавно растет, а тарифный коридор пока остается прежним", - уточнил Власов.

Последние корректировки цен в методике ремонта РСА "увеличили средний убыток примерно на 5-7%. В том случае, если клиент получает денежную выплату и хочет отремонтировать ТС с использованием новых запасных частей, то в зависимости от марки ТС ему потребуется оплатить от 0 до 30% расчетной стоимости ремонта. Если же он частично готов использовать запчасти б/у, аналогичные поврежденным, то суммы выплаты будет более чем достаточно", пояснил Власов.

Он допускает возможность постановки вопроса о новом этапе реформы ОСАГО и о расширении тарифного коридора осенью этого года. Сигналом может стать очередной пересмотр цен на авторемонт в ценовых справочниках ремонта на автотранспорте РСА и их повышение, что ускорит роста выплат в ОСАГО.

В "Росгосстрахе" считают, что "действующих границ тарифного коридора в ОСАГО уже сейчас не хватает в 30% случаев" для определения справедливой цены полиса с учетом текущей убыточности. Дополнительное расширение границ тарифного коридора позволит рынку устанавливать более гибкие тарифы и не перекладывать убытки более аварийных клиентов на менее аварийных, считают в компании. По расчетам "Росгосстраха", для более справедливой тарификации в ОСАГО "требуется как минимум двукратное расширение тарифного коридора".

Первый этап реформы индивидуализации тарифов в ОСАГО начался 9 января 2019 года, тогда верхняя и нижняя границы тарифного коридора были расширены до 20%, изменены подходы к определению базовых коэффициентов возраста и стажа водителей, коэффициента аварийности "бонус-малус". В сентябре 2020 года реформа продолжилась дополнительным расширением тарифного коридора в ОСАГО: для легковых автомобилей физлиц диапазон базовых ставок расширился на 10% вверх и вниз, для легковых автомобилей юрлиц тарифный коридор расширится значительнее - на 20%. С 24 августа 2020 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые позволяют страховщикам учитывать индивидуальные особенности автовладельцев при определении цены полиса.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля