Страховщики против роста лимита по европротоколу

Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает не принимать часть поправок в закон об ОСАГО – после длительного обсуждения и доработок документ на этой неделе опубликовал Минфин. 

07:42
Ведомости
Среди прочих изменений (наиболее важное из них фактически запрещает возмещение убытков в денежной форме и предусматривает направление клиентов на сервис) министерство предложило увеличить максимальный размер страховой выплаты по дорожно-транспортным происшествиям, документы о которых участники оформляют самостоятельно, без сотрудников полиции (европротокол). Согласно поправкам лимит может вырасти с нынешних 50 000 до 100 000 руб.

«Для рынка сейчас приоритет – максимально быстро принять экстренные меры, которые охладят ситуацию с криминальными автоюристами, т. е. это поправки о приоритете натуральной формы возмещения в ОСАГО и меры по защите компенсационного фонда РСА от мошенников», – приводятся в сообщении РСА слова президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса. Если сохранить в проекте поправки, которые не являются первостепенной задачей, и не перенести в следующий пакет, то дискуссии вокруг них могут затянуть прохождение законопроекта в парламенте, считает он. 

В законопроекте самое главное – поправки о приоритете натуральной формы выплат пострадавшим в авариях, солидарен исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Но есть и другие важные для рынка вещи, и сейчас они поверхностно прописаны в виде маленьких поправок, что может создать некоторые лазейки. Повысить выплаты до 100 000 руб. без других изменений – это фактически открыть шлагбаум для мошенников, объясняет он: «Например, в Волгограде почти половина европротоколов - это жульничество и обман, когда обнаруживается, что ДТП на самом деле не происходило». Если трансформировать европротокол, то нужны более серьезные меры, в том числе надо четко описать действия сотрудников ДПС, судов, самих страховщиков, перечисляет он. «В противном случае это грозит страховщикам дополнительными убытками – мошенники будут просто их раздевать», – полагает Уфимцев. На следующей неделе по этому вопросу планируется совещание с представителями Минфина, сообщил он.

В первом полугодии 2016 г. доля водителей, оформлявших ДТП по европротоколу, составила 29,1%, по итогам 2015 г. она была существенно ниже – 17,9%, а в январе – июне прошлого года еще скромнее – 11,9%, следует из данных РСА. 

Пока хватает 40% лимита 
21800 руб. – такова средняя выплата при оформлении европротокола по итогам первого полугодия 2016 г. За аналогичный период прошлого года средняя выплата была существенно меньше – 15 700 руб. За год вырос и общий размер выплат – в 3,3 раза до 4,31 млрд руб., а их число – на 115 000 до 198 000. 

Сейчас средние выплаты по ОСАГО лишь немного превышают лимиты по европротоколу – в большинстве случаев их хватает, поэтому большой потребности в их увеличении нет, говорит заместитель гендиректора «РЕСО гарантии» Игорь Иванов. Повысить лимиты по европротоколу в текущих условиях – значит сыграть в пользу автоюристов, мошенников, организованных преступных групп, которые будут выкачивать деньги по ОСАГО и выгонять компании из тех регионов, где процветают автоюристы, полагает он: «Это создаст большое поле для их деятельности и если не похоронит ОСАГО, то серьезно усугубит кризис на этом рынке». По его словам, проблема с европротоколом заключается в том, что степень доверия граждан к страховым компаниям и ГИБДД невысока, люди пока не умеют пользоваться новым механизмом. Поэтому людям лучше учиться в рамках действующих лимитов, заключает он. 

Увеличение лимитов по европротоколу – преждевременный шаг. Он может привести к дальнейшему усугублению кризиса в ОСАГО, поскольку станет еще одним полем для разгула автоюристов, вторит гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. По нашей статистике, большинство случаев урегулирования убытка по европротоколу попадает в суд, при этом оспариваемые автоюристами суммы выплат заведомо завышены, говорит он. Именно автоюристам выгодно повышение лимитов – по ним они получают компенсации в суде, а обычным автовладельцам лимита в 50 000 руб. в среднем достаточно, настаивает он. «Мы не против повышать этот лимит в будущем, но только после того, как будет окончательно решен вопрос с автоюристами и связанной с ним убыточностью», – заключает Маркаров. 

«Ни разу не слышал, чтобы страховщики говорили, что эксперимент с отсутствующими лимитами по европротоколу в Москве и Санкт-Петербурге с прилегающими областями вызывал какие-либо проблемы, – никто на мошенничество не жаловался», – парирует председатель организации «За справедливые выплаты» Александр Коваль. Он считает, что в данном случае необходимо поддержать Минфин, а безлимитный европротокол «распространить на все регионы». 

Представитель Минфина вчера на вопросы «Ведомостей» по существу не ответил.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля