Уральский страховой рынок-2010: выживут сильнейшие

Среднеуральский страховой рынок с трудом пережил кризисный 2009 год. Многие компании понесли существенные убытки, закрыли филиалы, а шесть организаций и вовсе прекратили существование. По мнению экспертов, 2010 год тоже не будет легким - тенденция естественного отбора продолжится, выживут сильнейшие. Кроме того, страховщиков ждут и определенные "сюрпризы" на законодательном уровне. О перспективах рынка и секретах "кризисного" успеха "Уралинформбюро" рассказал директор филиала компании РОСГОССТРАХ по Свердловской области Вадим Каточиков.

09:26
Уралинформбюро, Екатеринбург

- Вадим Андреевич, каким был кризисный 2009 год для уральского филиала РОСГОССТРАХа?

- Для нас год был очень неплохим. Рынок страхования в целом по стране по итогам прошлого года упал на 7%, а по Свердловской области - примерно на 25%. И на фоне этого РОСГОССТРАХ на Среднем Урале вырос почти на 24%! Причиной стало серьезное перераспределение страхового рынка региона в пользу нашей компании. В области были банкротства, ряд компаний претерпел серьезные финансовые трудности, и клиенты этих организаций перешли к нам.

Конечно, мы не росли такими темпами, как в 2008 году, когда прибавили 34%. Но 24% - это тоже впечатляющая цифра. Никакого падения или провала у нас не было. Мы очень серьезно развились. Доля рынка, которую мы занимаем в регионе, достигла 20%. Таким образом, каждый пятый страховой рубль области - это рубль Росгосстраха. Кроме того, по ОСАГО мы занимаем 35% рынка.

В 2009 году по сборам страховой премии мы впервые перешли планку в 2 миллиарда рублей - нам удалось собрать 2 миллиарда 86 миллионов рублей. Ближайший к нам конкурент собрал меньше нас в 3 раза, что тоже говорит о распределении рынка.

- С увеличением количества клиентов, наверное, пришлось расширить и штат сотрудников?

- Да, мы серьезно увеличили штат консультантов. В 2009 году, когда на рынке шло массовое сокращение работников, мы приняли порядка 200 страховых агентов с уплатой ежемесячных выплат, оплатой обучения, выводом их на заработки. Таким образом, у нас агентский корпус в области достиг 2000 человек, и на этом мы останавливаться не планируем. В этом году будет принят еще 181 сотрудник, так как количество клиентов у нас растет, и некоторые агенты просто не успевают страховать всех желающих.

- Не так давно региональный центр урегулирования убытков вашей компании переехал в новое, более просторное здание. Это тоже связано с увеличением клиентов?

- Да, мы так славно поработали в 2009 году, что к нам за выплатами стало приходить больше людей. Например, в неделю мы урегулируем минимум 1200 страховых случаев. Наша цель - качественно, удобно и быстро обслужить клиента. Для этого мы переехали в новый офис, который находится в бизнес-центре класса А по адресу ВИЗ-бульвар, 7а. Там для приезжающих оборудована парковка, которой не было в нашем старом центре. Есть хорошие возможности для осмотра поврежденного транспортного средства. Кроме того, мы увеличили количество администраторов, принимающих заявления от страхователей, до 25 человек. Ранее работало 16 таких специалистов.

- Планируете открытие новых филиалов в регионе?

- Сегодня у нас достаточно широкое присутствие на территории Свердловской области - наши подразделения есть почти в каждом муниципалитете. Поэтому что-то новое мы, наверное, открывать не станем, но мы будем усиливать уже существующее. У нас есть подразделения, чьи возможности и статус можно расширить, переведя в более самостоятельную единицу. К примеру, агентству в Сысерти ранее подчинялся страховой отдел в Арамиле. Мы сделали этот отдел самостоятельным агентством, которое теперь успешно функционирует в Арамиле. Аналогичную работу мы планируем провести еще в 2-3 районах области.

- Какие виды страхования показали положительную динамику по итогам 2009 года, и какие продукты РОСГОССТРАХ намерен развивать в этом году?

- У нас показали рост все виды страхования, за исключением корпоративного - предприятия переживают трудности, сокращают страховые бюджеты. В корпоративном секторе мы повторили результаты предыдущего года. По-прежнему сегодня популярным направлением остается добровольное страхование автомобилей, имущества, строений, дач, квартир.

Несмотря на кризис, мы планируем развивать страхование жизни, при том, что ряд компаний, в том числе и зарубежных, свернули деятельность по этому продукту.

Пока этот вид защиты не очень популярен, так как население практически не знакомо с продуктом и не знает об его преимуществах. Вторая причина - это оставшееся недоверие к финансовым организациям, которое, к сожалению, транслируется и на РОСГОССТРАХ. Хотя РГС за последние 20 лет - со времен распада Советского Союза - продолжает демонстрировать свою устойчивость. В 2011 году нашей компании будет уже 90 лет.

- Планируются ли изменения в тарифах на ваши продукты?

- Серьезных изменений на этот год не предусмотрено. РОСГОССТРАХ всегда вел очень взвешенную тарифную политику. Когда в период бурного роста другие компании предлагали страховать всё и дешево, мы не понижали своих тарифов. Зато, когда наступил кризис, мы их и не повышали в 2-3 раза, как другие организации.

Мы предполагаем вводить определенные скидки, проводить акции, но в целом наша тарифная политика носит постоянный характер.

- Между тем, сегодня многие эксперты предрекают повышение стоимости полисов ОСАГО. Каковы Ваши прогнозы на этот счет?

- Рано или поздно это должно произойти, так как действующие тарифы были рассчитаны еще в 2003 году. За 7 лет в разы выросла стоимость восстановительного ремонта любой машины - подорожали краска, запчасти, а мы по-прежнему работаем по старым тарифам. Конечно, нужно что-то менять. Но так как ОСАГО - это обязательный вид страхования, изменения должны носить компромиссный характер. Есть люди, которым тяжеловато платить сегодняшнюю стоимость автогражданки.

Многие небольшие организации, которые специализировались на ОСАГО, из-за нерентабельности постепенно прекращают свою деятельность, и, если ничего не менять, эта тенденция продолжится. Пока Правительство РФ действует по принципу "не сильно болит, значит, не надо лечить". Когда компании начнут массово уходить с этого рынка, тогда, может быть, власти поправят тарифы в сторону увеличения.

В целом, я считаю, закон об автогражданке надо существенно поправлять, так как сегодня он не предполагает полного возмещения страховой ответственности. Больше 120 тысяч рублей по "железу" не заплатят никому. Если граждане разобьют дорогие иномарки, им придется доплачивать за ремонт из своего кармана. Ответственность по жизни и здоровью ограничена 240 000 рублями. Почему жизнь оценивается в такие смешные суммы? Что такое для семьи погибшего в ДТП человека 240 тысяч? Сегодня стоит вопрос о корректировке не только тарифов, но и страховых сумм. Мы не предлагаем "игру в одни ворота": нужно увеличить стоимость полиса ОСАГО для населения, но при этом и значительно поднять размеры выплат.

- Какие еще законодательные изменения ждут страховой рынок в ближайшее время?

- Уже на выходе закон об ответственности владельцев в случае пожара. В стране происходят вопиющие случаи - у нас горят ночные клубы, офисные центры. Прежде всего их владельцы, к сожалению, страхуют имущество, а не думают о людях. Поэтому планируется сделать обязательным страхование ответственности собственников помещений перед посетителями. Они приглашают людей в свой клуб, а потом там горит все синим пламенем. И кто за это будет платить? У нас пока платит государство. Но почему из-за скупости и безалаберности владельца оно должно отвечать? Именно поэтому готовится соответствующий закон.

Кроме того, дорабатывается закон о страховании особо опасных производственных объектов. Такой закон уже есть, но он носит формальный характер, поэтому готовятся существенные поправки. Если на предприятии случится ЧП, например, разлив нефтепродуктов, ядохимикатов, прорыв плотины с ущербом для окружающей среды, ответственность нести будет страховая компания. Но для этого "опасные" предприятия обяжут приобретать соответствующий полис.

- Сейчас ведутся споры, что важнее страховать при перевозках: грузы или ответственность перевозчиков...

- Да, готовится закон об обязательной ответственности перевозчиков. Представьте, едет огромная фура и везет опасные химикаты. Что будет, если она попадет в ДТП? Последствия могут быть крайне серьезными, например, в речку произойдет слив ядохимикатов. Ни одному перевозчику денег просто не хватит для ликвидации последствий масштабного ЧП. Поэтому и планируется введение обязательного страхования ответственности перевозчика, а сам груз на случай кражи и потери он может страховать отдельно на свое усмотрение.

Также предполагается совершенствование закона об организации страхового дела. Планируется повысить уставный капитал страховых компаний, чтобы они стали более устойчивы и ответственны. Кто не сможет этого сделать, уйдет в страховые посредники или присоединится к крупному игроку.

- То есть изменения в структуре страхового рынка 2009 годом не закончились?

- Процессы будут продолжаться. По итогам текущего года в стране может остаться всего 200 страховых компаний, а сейчас их около 600. В прошлом году с рынка ушли около 100 организаций. Некоторые аналитики даже считают, что в итоге останется 6-7 страховых компаний национального масштаба. И в этом нет ничего плохого: людям будет проще выбрать одну из 7 надежных компаний, чем из сотен.
- Какие задачи РОСГОССТРАХ ставит на сложный 2010 год?

- Мы предполагаем развиваться. Думаю, на 15-16% мы должны вырасти. Все зависит от того, как поведет себя рынок. У нас есть цель взять 30% среднеуральского рынка, и это в наших силах: задача непростая, но, на мой взгляд, осуществимая.

Мария ТРУСКОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля