Рязанские автовладельцы не смогут заменить бланк действующего полиса ОСАГО на новую серию

Июльская перспектива замены бланков полисов ОСАГО подняла много шума. Нужно менять действующую страховку в обязательном порядке, или можно расслабиться до окончания срока действия договора? Для чего на самом деле проводится замена бланков? Об основных тревогах автолюбителей в связи с нововведением «КП-АЗС» поговорила с президентом Рязанской ассоциации страховщиков Сергеем Гущиным.

06:56
Комсомольская правда Анастасия КУДРЯШОВАA
В пятый раз новый «класс»
В СМИ появились тревожные сообщения, что уже с 1 июля этого года все бланки полисов ОСАГО должны быть в одночасье заменены. Сергей Григорьевич развеял эти опасения:

- Изначально у союза автостраховщиков было желание поменять бланки в течение 2 недель – месяца. Но от этой идеи отказались, поняв, что это создаст огромные неудобства как для самих автовладельцев, так и для страховых компаний.

Замена бланков страховых полисов проходила в нашей стране уже четыре раза. В прошлом остались бланки АА, ВВ, СС, сейчас используется серия EE. Какой будет новая серия, пока не известно. Также не ясно, как именно будет защищен новый документ от подделок.

- Пока процедура замены бланков готовится в тайне. Даже новый бланк полиса еще не утвержден Центробанком. На действующем полисе есть магнитная полоса, используется бумага с водяными знаками и другие степени защиты. Но невооруженным глазом, без специального оборудования фальшивые полисы сложно отличить от настоящих.

Госзнак сделал заявление, что готов в течение месяца напечатать любое необходимое количество бланков. Но успеют ли страховые компании вооружиться новыми документами к лету?

- Для того чтобы с 1 июля по всей России начинать продажу полисов на новых бланках, нужно за месяц начинать их выдавать страховым компаниям. Только на то, чтобы все компании получили бланки, уходит 10-14 дней. Первым получает «Росгосстрах». Потом страховые компании должны разослать бланки по всем своим удаленным точкам во всех уголках страны, это минимум 10 дней. Словом, это достаточно сложная логистика. Поэтому с июня компании уже должны получать бланки полисов. Появятся бланки, и у спецов по фальшивкам будет месяц в запасе.

Между тем грядущий переход на новые бланки принесет убытки страховщикам. Все остатки старых бланков у них «сгорят». Если раньше при смене серии бланков страховым компаниям разрешалось использовать старые для выдачи измененного полиса, то теперь любые поправки будут проходить только на новом бланке. Таким образом, все бланки, которые останутся у страховщиков неиспользованными, обесценятся.

«Смена бланков не связана с мошенниками»
Причина очередной замены бланков окутана тайной. Ранее сообщалось, что обновление связано с увеличением поддельных полисов. Руководство ГИБДД высказывалось, мол, подделки такого качества, что инспекторы зачастую не могут их отличить, а в компьютерной базе ОСАГО слишком много ошибок, чтобы автоматизировать систему проверки полисов. А специалисты в один голос утверждают, что замена бланков не поможет в борьбе с фальшивыми полисами.

- Любой полис можно напечатать, каким бы защищенным он ни был. РСА сам признается, что фальшивые бланки готовятся фактически на таких же предприятиях, которые раньше входили в систему Госзнака. - пояснил Сергей Гущин.

Основное отличие фальшивки - это цена. Если полис стоит очень дешево, значит перед вами подделка, если цена адекватная – полис настоящий.

-Мошенников, которые продавали бы фальшивые полисы по нормальной цене, нет. С другой стороны, никто не будет продавать настоящие полисы в три раза дешевле, поскольку это себе в убыток, - отметил страховщик.

В любом случае, проверить подлинность полиса можно на сайте РСА.

- Все эти экспертные оценки о том, что по России ходит не менее миллиона фальшивых полисов, - от лукавого. Действительно, в 2015 году заключено на 2,5 млн страховых договоров меньше, чем в 2014 году. Возникает вопрос, куда эти машины делись? Но сейчас многие ездят без полиса, договариваются с гаишником. А фальшивый полис нужен только для того, чтобы не платить инспектору. Но покупая фальшивый полис, человек с безаварийным стажем, имеющий скидку, теряет ее. Сейчас средняя стоимость полиса около 6 тысяч рублей. А у тех, кто ездит безаварийно, она значительно меньше. Зачем ему покупать фальшивый за 2 тысячи, потеряв все скидки и страховую защиту? Нужно понимать, что если ездишь без полиса и в тебя въехали, то ты уже не можешь обратиться в страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Будешь сам бегать за виновником либо искать его страховую компанию. Нормальные водители на покупку фальшивых полисов не идут. Очень часто покупают подделку новички без стажа вождения. У них стоимость полиса составляет около 15 тысяч рублей.

Специалисты считают, что причина замены бланков совсем не связана с борьбой против фальшивых полисов.

- Судя по опыту прошлых лет, мошенники активизировались, когда с рынка уходила крупная страховая компания и у нее оставалось много неиспользованных полисов. Сотни тысяч бланков расходились по рукам, и мошенники продавали их по низкой цене. За последний год ухода крупных страховых компаний не было. Если сейчас уйдет крупная компания с рынка, тогда, возможно, и будет повод для опасения всплеска мошенничества. Так что мы с коллегами не понимаем пока, чем вызвана такая шумиха.

Новый бланк досрочно не нужен
В народе появилась страшилка, что с 1 июля гаишники будут проверять полисы на старых бланках так же тщательно, как и электронные. Многие автолюбители, которые хотят себя обезопасить, подумывают пойти в страховую компанию чуть ли не 1 июля, чтобы заменить бланк действующего полиса. Однако нет необходимости менять действующий полис и кроме того, законодательство не дает такого права. Замена осуществляется только в случае потери полиса. Но поводов для волнений нет, утверждают эксперты:

- На самом деле сейчас даже электронные полисы не особо проверяют. Не надо ломиться 1 июля за новым бланком полиса, а можно спокойно ездить со старым до окончания срока его действия, - успокоил Сергей Григорьевич.

А КАК У НИХ?
В Эстонии действует совмещенная автобаза, которая называется «Моторное бюро». В базу вносится, когда полис приобретен и когда он заканчивается. Если новый полис не появляется после окончания срока действия прежнего, автовладельцу автоматически приходит штраф. Если машина без полиса выехала на дорогу, это считается серьезным преступлением, после которого гражданин даже ни одного кредита не получит.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Президент Рязанской ассоциации страховщиков Сергей Гущин:

- С нового года обещали запустить проект видеофиксации машин, которые ездят без полиса. Но процесс забуксовал, потому что нет тесного взаимодействия между ГИБДД и РСА. Не могут наладить взаимодействие между их базами. А ведь задача органов власти - сделать так, чтобы на дорогу не выезжал источник повышенной опасности без полиса. ОСАГО и вводилось для того, чтобы защитить потерпевшего. А если мы не можем обеспечить, чтобы водители не ездили без полиса либо с фальшивым, теряется сам смысл ОСАГО.

КСТАТИ
Для борьбы с мошенниками усилили меры по борьбе с системой распространения поддельных полисов в интернете. Уже сняты с делегирования 41 доменное имя, заблокированы 19 хостинг­аккаунтов, нарушения устранены на 11 ресурсах, заблокированы 104 аккаунта и 73 группы в социальных сетях, заблокировано два рекламных объявления в Яндекс.Директ, ведущих на мошеннические ресурсы, удалены 192 публикации на форумах и досках объявлений.

Если у пострадавшего автолюбителя нет полиса ОСАГО, придется самому искать страховую компанию виновника.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля