Не только кредиты

В поисках дополнительных источников дохода банки готовы продавать некредитные страховые продукты, однако драйвером рынка в 2013 году по-прежнему оставалось страхование заемщиков потребительских кредитов.

06:12
Эксперт Ольга Басова

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка банкострахования за 2013 год составил 193 млрд рублей, что на 15% больше, чем в 2012-м. На рынке банкострахования в прошлом году росли только два направления: страхование жизни и здоровья заемщиков при потребкредитовании (+45% за 2013 год) и розничное банкострахование, не связанное с кредитованием (новое направление, +257%). В страховании юридических лиц через банки и страховании собственных рисков кредитных организаций отмечается падение. 

По прогнозам «Эксперт РА», темпы прироста рынка банкострахования в 2014 году сохранятся на прошлогоднем 15-процентном уровне. Сдерживающее влияние будет оказывать макроэкономическая нестабильность и насыщение сектора страхования жизни и здоровья при потребительском кредитовании. «Банковский канал продаж по-прежнему остается локомотивом страхового рынка. Однако из-за ухудшения экономической ситуации, снижения покупательной способности и ужесточения кредитной политики банков темп прироста ощутимо замедлится», - рассказывает Игорь Лотарев, руководитель департамента по работе с партнерами СГ «Уралсиб». 

Концентрация рынка банкострахования продолжает увеличиваться, что связано с активностью страховых компаний, входящих в одну группу с банками. Доля кэптивных страховщиков в банкостраховании увеличилась с 37% в 2012 году до 44% в 2013-м. 

Страховые компании, аффилированные с банками, в основном специализируются на страховании жизни и здоровья граждан, берущих потребкредиты, так как этот вид страхования легко продавать и он самый маржинальный. В 2013 году страхование жизни и здоровья заемщиков при потребкредитовании стало крупнейшим видом в банковском страховании. Его объем составил 71,8 млрд рублей, а прирост взносов - 45%. Причины успехов - рост потребкредитования, а также увеличение доли кредитов, при которых предлагается страхование. Страхование при потребительском кредитовании может использоваться банками для того, чтобы компенсировать высокими комиссионными поступлениями снижение процентных доходов. Прирост чистых комиссионных доходов розничных банков за 2013 год составил 40%. Именно в страховании заемщиков при потребкредитовании самые высокие комиссии, которые могут доходить до 90% от страховых взносов, и самая низкая убыточность. 

Открытие нового рынка 

Комиссионные доходы для банков в условиях макроэкономической нестабильности и снижения прибыли от их основной деятельности становятся важным дополнительным источником прибыли. Оценив положительный эффект от сотрудничества со страховыми компаниями, банки стали продвигать не только страхование, связанное с кредитованием, но и некредитное страхование (оно предлагается клиентам банков на добровольной основе). 

«Помимо кредитного страхования мы видим еще и развитие инвестиционного страхования жизни, не связанного с кредитованием. Этот вид активно развивался в 2013 году, прежде всего за счет кэптивных компаний. Мы также наблюдаем расширение сотрудничества с банками при продаже простых коробочных или онлайн-продуктов. Это может быть страхование выезжающих за рубеж, страхование имущества и ответственности физических лиц», - отмечает Андрей Мартьянов, исполнительный директор компании МАКС. 

По данным «Эксперт РА», доля страхования, не связанного с кредитованием, в общей структуре банкострахования увеличилась с 4% в 2012 году до 14% в 2013-м, а объем этого вида в прошлом году составил 26,8 млрд рублей. До 2012 года объем некредитного банкострахования был незначительным. За 2013 год наибольшую долю в розничном банкостраховании, не связанном с кредитованием, заняли инвестиционное страхование жизни (34%), смешанное страхование жизни (32%) и страхование имущества физических лиц (13%). 

Первые игроки 

Концентрация страховых компаний в некредитном банкостраховании достаточно высока, 80% этого сегмента приходится на шесть страховщиков, пять из них аффилированы с банками. При этом наибольшая доля взносов была получена от страхования жизни. Страховщики, входящие в группу с банками, имеют значительное преимущество в развитии страхования жизни, не связанного с кредитованием, так как не все банки готовы отдавать этот бизнес сторонним компаниям. Для того чтобы бизнес оставался в рамках одной финансовой группы, некоторые банки создавали собственных страховщиков. 

Активное развитие инвестиционного страхования жизни началось с выхода в 2012 году на рынок новой страховой «дочки» Сбербанка. По итогам 2013 года на «Сбербанк Страхование» пришлось 77% рынка инвестиционного страхования жизни. В смешанном страховании жизни на тройку лидеров (страховая группа «АльфаСтрахование», СК «Сбербанк Страхование», группа страховых компаний «Русский стандарт») приходилось 82% рынка. В добровольном страховании имущества физических лиц страховщики, входящие в одну группу с банками, тоже лидируют. Доля двух крупнейших игроков в этом сегменте - «АльфаСтрахования» и «Русского стандарта» - составляет 66%. 

В добровольном банкостраховании рыночные страховщики могут занять нишу коробочных продуктов. Это страхование имущества и ответственности физических лиц, а также страхование выезжающих за рубеж. Такие продукты должны быть простыми для продажи, а также автоматизированными и интегрированными в банковские системы. Кроме этого страховщикам с развитыми информационными системами следует обратить внимание на страхование, продаваемое через интернет-банки. Наконец, выделяется еще один растущий вид банкострахования - страхование жизни и здоровья владельцев малого и среднего бизнеса, в том числе ИП, при кредитовании. Прирост этого сектора за 2013 год составил 166%, но его объем пока остается скромным: 0,8 млрд рублей.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля