Как вы относитесь к идее продавать ОСАГО только при наличии справки об отсутствии задолженности по налогам?

Андрей Антохонов, директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс»:
Предложенная мера не несет никаких положительных моментов для страховой отрасли. В текущей сложной ситуации на рынке ОСАГО законодательные инициативы следует ориентировать на проблемы в ОСАГО, а не на трудности в параллельных областях.

17:58
Прайм-Тасс Страхование
Скорее всего, это приведет к усложнению ситуации в обеих сферах. Для страховщиков это - дополнительная обязанность, не несущая никакой полезной нагрузки и не связанная со страхованием вообще, а влекущая только увеличение документооборота и рост издержек. Для налоговиков это - новые очереди из граждан, которым понадобится дополнительная справка.

Дмитрий Игнатьев, генеральный директор ООО «СК «ОРАНТА»:
Во-первых, мне не ясно, какая связь между налогами и ОСАГО. Владелец автомобиля в соответствии с законом обязан приобрести полис. Мы хотим его освободить от этой обязанности? Очевидно, что нет. Просто в последнее время увеличилось количество законодательных инициатив, направленных на то, чтобы неэффективность работы по взысканию задолженностей компенсировать ограничением гражданина в правах. Ограничить право свободного перемещения (при выезде за границу, например), право свободно распоряжаться и управлять своим имуществом (в частности, автомобилем). Здесь такая же логика: если не будет полиса, человек не сможет использовать свой автомобиль, поэтому пойдет платить налоги. А если не пойдет? Если просто станет ездить без полиса, а потом совершит ДТП? Кого мы в результате накажем – пострадавшего в этом ДТП? А тех неплательщиков, которые управляют машинами, зарегистрированными на юридическое лицо, все это вообще не затронет.

Во-вторых, у нас 60 миллионов водителей. Большая часть - 90% - из них никогда не ходили в налоговую инспекцию (лица, работающие в одном месте и поэтому не подающие налоговую декларацию; студенты, иждивенцы и другие лица, допущенные к управлению, но не являющиеся плательщиками налога). И если сегодня все эти люди пойдут в налоговые инспекции за справками, там случится коллапс.

Вячеслав Кузовков, методолог по обязательным видам страхования ЗАО «АИГ»:
Отношение к данной идее однозначно отрицательное, поскольку не совсем понятно, почему ОСАГО должно решать все проблемы страны. С бОльшим успехом можно возложить данную обязанность на ОМС, т.к. не все налоговые должники являются автовладельцами и водителями, а медициной пользуются все.

Идея нереализуема в рамках ОСАГО: проще в разумных пределах ввести для таких граждан ограничение по купле-продаже недвижимости, по регистрации ИП, при открытии банковского счета, при поступлении на госслужбу, запрет на занятие руководящих должностей, получения льгот, уже реализованному запрету на выезд за границу и т.п.

Налицо пока только минусы: в год выписывается около 40 миллионов полисов, следовательно, около 40 миллионов справок по всей стране должны будут предоставить водители, 90% из которых законопослушные. Но они, тем не менее, должны будут терять время и силы в очередях и в дорогах к налоговым службам, которые, в свою очередь, будут парализованы в своей основной работе, тратя время на выдачу справок об отсутствии задолженностей.

Маловероятно, что данный механизм сможет повлиять на ситуацию с налоговыми недоимками. Все должники будут оформлять полисы через других лиц - выписывать полис ОСАГО с условием «без ограничения», в результате чего любой «должник» сможет управлять ТС. Либо же будут делать фиктивные справки, так как агенты и сотрудники страховых компаний не эксперты и определить подлинность справки будут не в состоянии. Похожая ситуация сложилась сейчас с диагностическими картами, но здесь помогает доступ в базу ГИБДД. В базу же налоговой службы доступа не будет. Кроме того, выписав полис, неплательщик весь год может опять не платить налоги, или эта обязанность возникнет уже после получения полиса.

Дмитрий Кузнецов, глава дирекции андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие»:
Данная инициатива очень удивляет, поскольку ее автор пытается совместить не совместимое. Взяв страхование в качестве мотиватора по уплате налогов, можно добиться обратного эффекта: автовладельцы, подавляющее большинство которых и так рассматривают ОСАГО, как своего рода налог и пытаются всякими способами, минимизировать его, будут отказываться от его приобретения.

Более того, этот закон усложнит получение ОСАГО и сыграет злую шутку с честными налогоплательщиками: им придется получать справку в налоговой, отстояв очередь, а неплательщики или купят «поддельную» справку, или вообще не будут страховать ОСАГО. Что опять же, негативно может отразиться на и так низком уровне доверия россиян к страхованию.

Что касается мировой практики, то насколько я помню, в крупных европейских странах таких требований нет. На мой взгляд, есть гораздо более важные вопросы и проблемы, которые надо решить по ОСАГО.

Татьяна Кудрявцева, руководитель направления андеррайтинга в ОСАГО ООО СК «Цюрих»:
Страховые компании не обладают должной экспертизой в области взыскания налогов, для осуществления этой деятельности у них нет соответствующего опыта, инструментов и ресурсов. Таким образом, проверка документов будет означать для страховщиков дополнительные расходы, связанные с обучением персонала, модернизацией внутренних систем, сохранностью документов. Все это не предусмотрено текущими тарифами.

Компании должны фокусироваться на своей профильной деятельности. Если в какой-либо области происходит сбой процессов или отсутствует положительная динамика, необходимо искать причины и механизмы их устранения непосредственно в этой сфере.

Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование»:
В последнее время страховой отрасли поручаются все более и более странные функции. Теперь и фискальная. Почему бы перед заливом топлива не проверить отсутствие задолженности по налогам?

С правовой точки зрения отказ в заключении договора ОСАГО при отсутствии справки из налоговой повлечет за собой нарушение прав потерпевших, на чью защиту в итоге направлен закон об ОСАГО.

Помимо этого, для страховой компании такая практика, как минимум, повлечет увеличение документооборота и, как следствие, рост издержек. Дополнительная нагрузка на РВД в условиях кризисного состояния рынка только усугубит ситуацию. В итоге, получим ситуацию, когда вырастет недовольство, как налоговой системой, так и ОСАГО без изменения ситуации с решаемой проблемой.

Алексей Володяев, директор по развитию страхования СК «МАКС»:
Мы с осторожностью смотрим на эту идею. Во-первых, потому что деятельность по воздействию на неплательщиков налогов для страховщиков совершенно непрофильная, во-вторых, автопарк в стране раза в четыре меньше количества жителей и есть определенные подозрения, что из-за этой диспропорции мера будет не столь действенной.

Андрей Коженков, глава департамента маркетинга и коммуникаций ООО «БИН Страхование»:
Инициаторам многих последних новаций в области ОСАГО хотелось бы напомнить притчу о верблюде. На его горб навьючили огромное количество поклажи, и он все выдержал, но когда положили легчайшую соломинку, верблюд рухнул со сломанным хребтом. Уже ни для кого не секрет, что ситуация на рынке ОСАГО неспокойна. Страховщики последовательно пытаются доказать, что в настоящее время находятся на пороге рентабельности, и дальнейшее усложнение рыночной конъюнктуры неуместно.

Поднятая сенатором проблематика не относится к ведению страховщиков. Каждый должен заниматься своим делом. Введение указанной новации никоим образом не поможет решить проблему сборов налогов. И даже если она и будет реализована, то страховщики не по своей воле опять могут стать объектом негативного восприятия со стороны населения.

При рассмотрении таких новаций хочется напомнить их инициаторам о стратегических ориентирах отрасли, которые были озвучены совсем недавно: от страхового рынка ожидают существенного увеличения его объема и общей доли в ВВП страны. Для решения этой задачи необходимо достичь изменения восприятия института страхования в глазах населения как эффективного финансового инструмента, обеспечивающего защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий. Замечу, что нигде не указано, что страховщики должны взять на себя какие-то иные функции. Поэтому для всех заинтересованных сторон будет полезно при рассмотрении подобных новаций сверяться со стратегией развития страхового рынка на предмет, помогают или мешают планируемые новшества достижению ключевых целей. Таким образом, сомнительные инициативы будут отклоняться еще на стадии их зарождения.

Елена Женихова, начальник управления методологии «Либерти Страхования»:
Считаю важным отметить, что в соответствии с федеральным законом N40-ФЗ основными принципами ОСАГО являются гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств, а также экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Поэтому, по моему мнению, принятие инициативы о сокращении недоимки по налогам с помощью ОСАГО в итоге не только осложнит оформление договоров ОСАГО, но и при этом будут страдать потерпевшие в ДТП, так как, можно предположить, что у виновника происшествия не окажется страховки. Кроме того, за 10 лет существования ОСАГО накопилось огромное количество вопросов, большая часть которых должна разрешиться в ближайшее время на законодательном уровне. В рамках ОСАГО не должны решаться проблемы других ведомств, в том числе по повышению собираемости налогов и сборов.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля