Поправки к закону об ОСАГО: выбирай страховщика правильно!

До конца 2013 года в Государственной Думе планируется провести второе чтение поправок к закону об Обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

16:23
Комсомольская правда Михаил ГОРЯЧЕВ
До конца 2013 года в Государственной Думе планируется провести второе чтение по теме поправок к закону об ОСАГО. Поправки внес как Минфин, так и сами депутаты, за процессом пристально следит новый регулятор страхового рынка – Центральный банк, страховщики волнуются за то, чтобы их интересы были учтены при изменении законодательства, а что же автовладельцы? Как их коснутся готовящиеся изменения? Вопрос не праздный, так на рынке увеличивается количество сходящих с дистанции компаний, и в их числе уже появляются средние и даже крупные игроки. Пример – СК «Россия».

На днях стало известно, что страховая компания «Россия», имеющая более 600,000 клиентов по ОСАГО не смогла удовлетворить требования ЦБ в указанные сроки, и теперь ей грозит лишение лицензии, а ее клиентам – длинная очередь в Российский Союз Автостраховщиков (РСА), из резервов которого планируется покрывать обязательства «России». При этом объем обязательств страховщика составляет почти треть всех резервов РСА. За 10 лет существования ОСАГО с рынка ушло более 70 компаний. При этом неурегулированные целом рядом компаний обязательства перед клиентами существенно превысили сумму в 21 млрд руб. Все эти обязательства были покрыты из резерва РСА, который формируется за счет взносов оставшихся страховщиков. Но грядущие выплаты по полисам СК «России» обещают стать рекордными по объему.

В такой нестабильной ситуации на страховом рынке особого внимания заслуживает рассмотрение одной из поправок к закону об ОСАГО, которая по мнению законодателей должна повысить защищенность автомобилистов от действий недобросовестных или слабых страховщиков, которые могут в любой момент остановить свои выплаты и тысячи клиентов останутся ни с чем. Чтобы предотвратить это законодатели предлагают введение безальтернативного прямого урегулирования, при котором если произошло ДТП по чужой вине, то за выплатой можно будет обратиться только в ту компанию, в которой вы сами купили полис ОСАГО, а не в ту, где был застрахован виновник ДТП. То есть с 1 января 2014 года от выбора страховщика ОСАГО будет зависеть не только покрытие вашей ответственности, но и выплата вам, если вы не виновны.

Очевидно, отбор страховщика в этом случае надо делать более тщательно – иначе и за тебя не заплатят, и сам ничего не получишь, но зато ответственный автомобилист, купивший полис ОСАГО в надежной компании, перестает зависеть от того, в какой компании застрахован виновник ДТП. Какие еще плюсы и минусы нововведение повлечет за собой для автовладельцев и как скажется на их взаимоотношениях со страховыми компаниями? На эти вопросы мы попробовали получить ответы в компании, где по ОСАГО застрахован практически каждый третий россиянин и из взносов которой сегодня более чем на треть формируется резерв РСА. На наши вопросы ответил Дмитрий Маркаров – Первый заместитель генерального директора компании РОСГОССТРАХ.

- Скажите, зачем вводят ПВУ, почему автовладельцев лишают выбора?

- Выбор у автовладельца остается, но мировая практика свидетельствует, что лучше всего урегулирует убытки та компания, в которой вы изначально купили полис. Ведь она заинтересована в сохранении вас как клиента, а значит и в том, чтобы урегулировать ваши убытки максимально качественно. К сожалению, когда в 2002 г. принимался закон об ОСАГО, действующее законодательство не позволяло сразу пойти по этому пути. В 2009 г., когда вступило в силу прямое урегулирование, законодатели почему-то оставили возможность альтернативного обращения – как в свою компанию, так и в компанию виновника ДТП. И такая «свобода выбора», как вы сказали, вскоре привела к серьезной проблеме – так называемой «селекции убытков». Клиенты многих страховщиков не могли добиться урегулирования в «своей» компании, если убыток был существенным – желающих платить оказалось на удивление мало. Такие недобросовестные страховщики всеми правдами и неправдами принуждали и принуждают до сих пор своих страхователей идти за урегулированием убытка в компанию, где застрахован виновник ДТП, несмотря на то, что по закону не имеют права ему отказать.

При этом «альтернативность» ПВУ сослужила плохую службу и страховщикам, и страхователям, и всему рынку в целом. В ситуации, когда у клиента есть выбор, куда обращаться, он не заинтересован в том, чтобы приобретать полис у надежного страховщика: он может купить в любой подворотне бумажку никому не известной компании – не ему же мыкаться потом с поиском пункта урегулирования, выбиванием выплаты и испытывать другие «радости» недобросовестного урегулирования или даже обращаться в РСА, если его компания обанкротится.

- Вам не кажется, что это проблемы страховщиков, которые должны были решаться страховым сообществом? Почему эту проблему нужно перекладывать на клиентов?

- В том-то и дело, что такое положение бьет в первую очередь по клиенту. И не только потому, что клиент зачастую вынужден метаться из одной компании в другую, когда те его начинают «отфутболивать». В регионах ряд компаний вообще не имеет возможностей для урегулирования – они не развивают свою сервисную инфрастуктуру, а наборот – сокращая расходы из-за нехватки тарифа, идут по пути минимизации количества пунктов урегулирования.

Покупая полис ОСАГО надо понимать, как компания, которая его продает, потом ответит по своим обязательствам. Сегодня у нас не более десяти компаний имеют собственные офисы во всех регионах страны, остальные работают через систему представительства ОСАГО. Неудивительно, что в такой ситуации многие недобросовестные страховщики сумели набрать существенные портфели ОСАГО, а потом просто исчезли с рынка с деньгами страхователей, переложив их проблемы на РСА – то есть на других страховщиков, которые формируют в РСА резервы для выплат. А если этих резервов не хватит? Что будут делать застрахованные? Вот и судите, кто окажется пострадавшим.

- Так что же изменит в этой ситуации безальтернативное ПВУ?

- Оно, во-первых, ударит по ненадежным, безответственным страховщикам. Как только автомобилист задумается о том, что выбирая страховщика ОСАГО, он покупает не только покрытие своей ответственности, но и свое собственное урегулирование при ДТП, то те компании, которые «пылесосили» рынок ОСАГО, иногда даже в нарушение закона продавая полисы со скидками или подарками, не заботясь о завтрашнем дне, теперь будут довольствоваться только самыми неприхотливыми и неразборчивыми клиентами, а скорее всего просто вынуждены будут закрыться.

Во-вторых, безусловно, это повлечет за собой повышение качества урегулирования убытков, тех компаний, которые останутся на рынке. Потому что одно дело – урегулировать убытки «чужих» клиентов, которых страховщик видит первый и возможно, последний раз, и совсем другое дело – обслуживать «своего» клиента, который, скорее всего, покупал или купит у тебя не только ОСАГО, но и каско, и ряд других продуктов. Каждый нормальный страховщик дорожит лояльностью такого клиента, заинтересован в продолжении сотрудничества с ним – поэтому, очевидно, уровень обслуживания будет соответствующий. Мы, считаем, что своим клиентам надо оказывать тот высокий уровень сервиса, который они заслуживают..

В-третьих, этот цивилизованный подход к урегулированию заставит серьезных страховщиков не только улучшать качество услуг, но и развивать инфраструктуру в регионах. Так, например, у нашей компании сегодня более 400 только специализированных центров и пунктов урегулирования убытков по стране. Поэтому серьезным страховщикам необходимо увеличивать количество пунктов урегулирования – работы хватит на всех. Могу сказать, что на российском рынке существует проблема – отсутствие достаточного количества таких центров. Все ли справятся? Но безальтернативное ПВУ в любом случае защитит ответственных автомобилистов, которые будут с умом подходить к выбору страховщика. А от этого выиграют все.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля