Круглый стол Metro: Реформа пока буксует

В прошлом году автовладельцы столкнулись с реформой ОСАГО. С 1 марта 2009 года им разрешили урегулировать ДТП на месте без участия ГИБДД и обращаться за компенсацией урона в свою страховую компанию. О том, как работает новая система, рассказали страховщики.

15:39
Метро

Участники круглого стола Metro:

Александр Баклушин, директор филиала ЗАО "Объединенная страховая компания" в Петербурге
Николай Федоров, заместитель генерального директора ЗАО СК "Двадцать первый век"
Валерий Карпов, руководитель дирекции организации прямого возмещения убытков ЗАО СГ "Уралсиб"
Алексей Ковязин, руководитель отдела андеррайтинга по автострахованию СОАО "Регион"

– С 1 марта была введена система прямого возмещения убытков. В первые месяцы она действовала очень вяло. Как можно оценить результаты за последний год?

Александр Баклушин: Система прямого возмещения убытков стартовала и набирает обороты. Со стороны страховых компаний схемы работы уже более или менее отработаны, поскольку страховых случаев с момента введения системы у каждой крупной компании было достаточное количество. А вот автомобилисты еще до конца не разобрались в своих правах и обязанностях. И этот пробел, предполагаем, будет устраняться в течение ближайших двух-трех лет. Сейчас же ситуации прямого возмещения убытков со стороны клиентов зачастую выглядят удручающе из-за низкого уровня знаний в области оформления ДТП без участия ГИБДД и условий прямого обращения за выплатой по ОСАГО.

Валерий Карпов: В первые весенние месяцы обращения по прямому урегулированию ДТП были единичными, ни о какой тенденции или статистике речи не шло. В ноябре, после того как данная система стала распространяться на все полисы ОСАГО независимо от даты их выдачи, объемы стали возрастать. В итоге за 2009 год по этой системе было урегулировано около 7% всех убытков ОСАГО. Сейчас ежемесячно таким образом регулируется более 25% случаев.

– Насколько люди привыкли к системе урегулирования ДТП без участия сотрудников ГИБДД?

Валерий Карпов: К сожалению, без ГИБДД в настоящее время оформляется очень незначительная часть ДТП - не более 5% от всех заявленных страховых случаев по ОСАГО. В развитых странах Западной Европы большая часть ДТП оформляется без участия дорожной полиции. Но в России система, мягко говоря, пробуксовывает.

– В чем причины такой ситуации?

ВАЛЕРИЙ КАРПОВ: Во-первых, неоднозначно сформулированы Правила дорожного движения. Есть случаи, когда водители оформляли происшествия без участия ГИБДД, а их потом привлекали за оставление места ДТП. Во-вторых, это менталитет российских водителей: многие боятся, что при оформлении без ГИБДД им могут отказать в выплате, и тогда трудно будет что-либо доказать в суде. В-третьих, страховщики опасаются существенного роста и без того высокого уровня страхового мошенничества.

На рынке встречается немало случаев обмана?

Алексей Ковязин: Если страховой продукт с определенными характеристиками имеет на рынке одну стоимость, а вам предлагают приобрести такой же продукт по более низкой стоимости, то либо это не совсем такой же продукт, либо это демпинг - и в дальнейшем возможны трудности в общении с компанией, предлагающей такую цену. По ОСАГО демпинг трудно представить, т.к. страховые тарифы одинаковы для всех страховых компаний на всей территории России. Поэтому стоимость полиса ОСАГО на вашу машину должна быть одинакова у любого страховщика, конечно, при условии одинаковых параметров полиса.

Есть ли четкая грань между демпингом и уступками страховых компаний в цене?

Александр Баклушин: Провести ее сложно. В страховании все зависит от тех рисков и опций, которые включены в стоимость полиса КАСКО, и в первую очередь, естественно, это касается условий выплат. Поддавшись соблазну сэкономить, можно в ущерб себе приобрести полис, по которому, например, не производятся выплаты при причинении ущерба животными или при нарушении правил дорожного движения.

Вероятен ли рост тарифов по автострахованию?

Алексей Ковязин: К сожалению, убыточность растет, поэтому возможны как повышения тарифов, так и предложения страховыми компаниями меньшего покрытия за ту же стоимость полиса.

Встречаются ли российские автовладельцы с проблемами при оформлении "Зеленых карт" для выезда на машине за границу?

Николай Федоров: Были выявлены случаи подделок полисов" "Зеленая карта". На сегодняшний день подделки носят единичный характер и представляют собой цветные копии "Зеленых карт" - настоящие полисы защищены водяными знаками и металлической нитью. Подделки были обнаружены сотрудниками финской таможни, изъяты, и их владельцам был выписан штраф в 75 евро.

Могут ли отличаться тарифы на полисы "Зеленая карта"?

Николай Федоров: Тарифы на полисы "Зеленая карта" установлены Российским союзом автостраховщиков и являются едиными для всех страховых компаний. Поэтому, если вам предлагают купить "Зеленую карту" по цене, которая ниже официальной, стоит задуматься о подлинности бланка полиса.
***
Берегись автомобиля

Владимир Хомяков, директор по экономической безопасности СОАО "Регион": Одна из самых распространенных форм мошенничества, жертвой которого может стать простой автолюбитель, это так называемая подстава. Ситуация представляет собой подстроенное ДТП. Испуганного водителя начинают уверять в его виновности, предлагают решить вопрос на месте, требуют денег. Основная рекомендация: не выходить из машины, сразу вызвать сотрудников ГИБДД и аварийного комиссара.

Суть реформы

С 1 марта 2009 года на российском рынке ОСАГО появились две совершенно новые системы: Прямое возмещение убытков- система, согласно которой потерпевший при определенных условиях может обратиться за страховым возмещением не только к страховщику виновника (как было раньше), но и к своему страховщику.
Европротокол - процедура упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Европротокол также возможен только при определенных условиях.

Святослав ТАРАСЕНКО

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля