Право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала (статья 30, часть 1 Основ).
Право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала закреплено не только статьей 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, но и Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами. Этим правом защищаются нематериальные блага, которые принадлежат каждому гражданину с самого рождения: жизнь, здоровье, достоинство, честь, доброе имя, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна.
В профессиональной медицинской деятельности принцип гуманизма, в свете которого человек, его свобода и всестороннее развитие являются высшей ценностью, всегда считался основополагающим. Именно поэтому право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» стоит на первом месте среди прав пациента.
В основе гуманного отношения к пациенту лежит сочувственное отношение к боли, страданию, несчастью и болезни другого человека, уважение к жизни и личности больного, при этом каждый медицинский работник должен исходить из того, что пациент — это неповторимая личность, переживающая и страдающая, а не просто организм.
Нельзя не отметить, что в здравоохранении существует ряд специфических обстоятельств, которые могут служить возможной причиной негуманного и неуважительного отношения к пациентам. В процессе практической деятельности при ежедневном контакте со смертью, чужой болью и несчастьем неизбежно формирование профессиональной устойчивости к виду чужих страданий, что является защитной психологической реакцией. Оборотной стороной такой профессиональной устойчивости является спокойное, порой доходящее до безразличия отношение к боли и переживаниям пациентов.
Пренебрежение медицинского персонала принципами гуманности может проявляться даже в «мелочах»: в недоброжелательном тоне, использовании в присутствии больного непонятных ему медицинских терминов, несоблюдении санитарно-гигиенических правил при обслуживании и т.д. Но бывают и более серьезные ситуации. Например, пациент, поступивший в отделение, оказался по неизвестным причинам «брошенным» без осмотра и ухода. Это, с одной стороны, нарушение права пациента на уважительное и гуманное отношение. С другой стороны, здесь не соблюден ряд должностных инструкций. Так, согласно своим обязанностям, заведующий отделением должен организовывать и обеспечивать своевременное обследование и лечение больных. Кроме того, он лично осматривает всех вновь поступивших пациентов. Лечащий врач должен произвести первичный осмотр, сделать соответствующие записи в истории болезни и назначить лечение.
Сегодня в сфере медицинской помощи объективным признаком соблюдения требования уважительного, гуманного отношения к пациенту является как минимум соблюдение его прав.
Принцип уважительного и гуманного отношения со стороны медицинского и обслуживающего персонала, возведенный в ранг права пациента, также предусматривает:
- квалифицированное выполнение профессиональных обязательств;
- проявление гуманизма при оказании помощи больному;
- неучастие в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, а также на ускорение наступления смерти в случае тяжелого и безнадежного заболевания.
Примерами нарушения права пациента на гуманное и уважительное отношение могут быть:
- отказ от оказания медицинской помощи в связи с непредставлением страхового медицинского полиса ОМС;
- выполнение операции без должных оснований;
- некачественно проведенное лечение;
- использование технологически новых медицинских препаратов, клиническая и практическая ценность которых не доказана, а потому их применение является небезопасным из-за возможных непредвиденных осложнений;
- обследование и лечение в отделениях, не соответствующих профилю заболевания;
- проведение необоснованного повторного обследования из-за утери результатов предыдущего или проведение ненужного обследования;
- игнорирование результатов анализов, полученных в процессе обследования, и информации о непереносимости больным каких-то лекарств и др.
При нарушении права пациента на гуманность в первую очередь необходимо обратиться с жалобой к должностному лицу лечебно-профилактического учреждения (заведующему отделением или заместителю главного врача по медицинской части). Помните, что письменная жалоба всегда более эффективна, чем устная. В случае отсутствия реакции на жалобу со стороны должностных лиц медицинского учреждения обращайтесь с жалобой в свою страховую компанию.
И еще один немаловажный совет. При негуманном отношении к пациенту ему наносится моральный ущерб, материальное выражение которого, как правило, определяется органами судебных инстанций. Если вы готовы в судебном порядке доказывать, что вам причинен моральный ущерб, постарайтесь заручиться поддержкой свидетелей негуманного отношения к вам, запишите их координаты и укажите их в жалобе. Такими свидетелями могут быть соседи по палате, родственники, знакомые, навещавшие вас. В настоящее время доказательствами могут быть и видео- или аудиозаписи, сделанные с помощью специализированных мобильных устройств, которыми зачастую оснащены и мобильные телефоны.
В следующих статьях мы расскажем о других правах пациента.
ООО «Росгосстрах-Медицина» начинает публикацию цикла статей по правам пациента при получении медицинских услуг
В соответствии со статьей 30 (части 1 — 14) и частью 4 статьи 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее — Основы) при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет 15 прав.
26.05.2010
10:00
Информ Полис, Улан-Удэ