Новые нормы банкротства страховщиков: затягивать выплаты станет опасно

08:40
14
Кирилл Гацалов
руководитель, Страховое право

Юридическая грамотность обиженных клиентов страховых компаний за последние пару лет существенно повысилась. В процессе «выбивания» страховых выплат клиенты все активнее пользуются беспроигрышным способом – подачей в суд заявления о банкротстве страховщика. Пока еще страховые компании могут позволить себе вплотную подходить к опасной черте банкротства без практических последствий для себя. Более того, они часто намеренно заставляют клиентов обращаться в суд с исками о взыскании страховой выплаты — для ее затягивания. Но вскоре ситуация в корне изменится.

В ближайшие месяцы заработает новая система норм* об особенностях банкротства страховщиков. Для ее запуска осталось принять лишь несколько сопутствующих подзаконных актов. Согласно общим правилам банкротства, неисполнение страховщиком судебного решения было только основанием для подачи заявления о его банкротстве. Новые же специальные правила банкротства страховщиков повлекут за собой гораздо более серьезные практические последствия. Меры по предупреждению банкротства страховщика будет принимать страхнадзор, который потребует представления и реализации компанией в короткий срок плана восстановления платежеспособности.

Новая система норм об особенностях банкротства страховщиков вообще существенно расширяет власть органа страхового надзора. На основе собственной оценки финансового состояния страховщика страхнадзор сможет односторонне принимать решение о введении мер по предупреждению банкротства или открытию процесса банкротства, назначать временную администрацию, приостанавливать или ограничивать полномочия органов управления страховщика. Все эти вопросы всецело находятся в компетенции органа страхнадзора и не требуют согласования со страховщиком. Основанием для таких жестких мер будут не только неисполненные судебные решения, но и другие, более легкие сигналы неустойчивости страховщика.

Последствия введения этого закона будут очень существенными. В первую очередь, страховщикам придется прекратить практику неисполнения или затягивания исполнения судебных решений в пользу кредиторов. Страховщики вынуждены будут начать платить. Это заставит их существенно пересмотреть тарифную, инвестиционную, перестраховочную политики и политику урегулирования убытков. Конечно, не все найдут силы и ресурсы перестроиться на новый лад, и в ближайшее время рынок ожидает банкротство ряда страховых компаний.

Существенное влияние на результаты применения нового законодательства может оказать «человеческий фактор». Очень многое будет зависеть от компетентности и непредвзятости сотрудников страхнадзора, арбитражного управляющего и других членов временной администрации. Нельзя исключать риск использования закона в целях недобросовестной конкуренции и для рейдерских захватов страховых компаний.

В заключение хочу отметить, что, несмотря на всю серьезность нововведений, закон не гарантирует стопроцентную защиту интересов кредиторов – хотя бы потому, что банкрот может быть «на нуле» уже к открытию процесса. Во многих зарубежных странах существует институт финансового гарантирования исполнения обязательств страховщиков в случае банкротства. У нас подобная система действует только в ОСАГО. Думаю, мы могли бы последовать зарубежному примеру и распространить практику введения компенсационных фондов и на другие виды страхования.

_____

Закон № 65-ФЗ от 22.04.2010 (ред. от 29.11.2010) «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и отдельные законодательные акты РФ»

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • Bertold Greek
    10:00

    Уважаемый Кирилл,
    спасибо за интересный материал.
    Не могли бы Вы кратко описать последовательность действий клиента (которому задержали выплату), приводящую к серьезным последствиям для страховщика в условиях новых норм о банкростве страховых компаний.
    Спасибо.

  • Мама Анархия
    14:47

    Надо полагать, что с учетом присоединения ФССН к ФСФР новый закон еще долго будет буксовать

  • Sementsov Aleksandr
    16:10

    Данный закон очень нужная мера, но он будет качественно работать только когда орган страхового надзора (наверное теперь уже ФСФР), станет отслеживать и анализировать финансовое состояние, а также платежеспособность страховых компаний буквально в режиме он-лайн. При существующей системе отчетности, производится анализ за прошлые периоды, с большим отставанием от контрольной даты.

  • ValeriyB3
    17:31

    Добрый день!
    А как собственно повышается риск СК с принятием НПА по банкротству по сравнению с сушествующим состоянием при судебном разбирательстве в случае просрочки выплаты? Как-то не совсем ясно…
    Или главное в Вашей статье — риск использования закона в целях недобросовестной конкуренции?

  • Кирилл Гацалов
    18:24

    Ответы уважаемым собеседникам:

    . Bertold Greek
    действий клиента в схему вписано много — в зависимости от стадии работы данной схемы (на стадии до открытия процессе банкротства — одни действия, после открытия процессе банкротства — другие действия).
    Приведу пример одного из действий клиента, которые могут поставить СК в тяж.ситуацию:
    — неоднократные (т.е. более одной) жалобы клиентов в орган страхнадзора о неисполнении страховщиком судебного решения должна стать основанием для реагирования со стороны страхнадзора — принятия мер предпреждения банкротства, за которым может последовать приостановление лицензии, вмешательство госоргана в управление компанией и т.д., а затем (если предупредительные меры не сработали) и инициирование надзором открытия банкротства;
    — страхователь, как любой кредитор, не теряет — по новому договору- право заявить в суд о признании страховщика банкротом.

    2. Мама Анархия
    Если все нормы, требуемые для реализации новой системы, будут введены (в т.ч. подзаконные акты Минфина, которые находятся сейчас на регистрации в Минюсте), то все вынуждены будут его исполнять. в том числе принятие новых, предсмотренных законом, мер органом страхнадзора — его функция и обязанность.

    3. Sementsov Aleksandr
    Согласен, Саш: анализ страхнадзором ситуации в СК по отчетности за предыдущие месяцы, не отвечает принципу оперативности.
    Однако постановка вопроса о платежеспоосбности страховщика может возникнуть не только из отчетности, а исходя из жалоб страхователей, описанных мною выше. Поэтому задача каждой СК. чтобы избежать вмешательства надзора с предупреждающими мерами, исполнять вовремя решение суда, что многие позволяют себе не делать сегодня.

    ValeriyB3
    Не совсем понял, что такое НПА. Но в целом Ваш вопрос понятен и ответ на него практически содержится в вышеизложенных мною ответах.
    Риск в том, что если страховщик не выполняет судебные решения, принятые в пользу страхователей, то в дела страховщика и правление им должен вмешаться
    орган страхнадзора. А вмешательство может грозить и отстранением де-факто руководства СК от ее управления и другими не менее серьезнми мерами вплоть от инициирования надзором процесса банкротства
    А риск использования законам в целях. недобр.конкренции теоретически есть, но это вопрос второго порядка в статье.

    С уважением, Кирилл

  • ValeriyB3
    18:46

    Спасибо. НПА — нормативно-правовой акт, к которым ведь относятся подзаконные акты?

  • Кирилл Гацалов
    00:54

    ValeriyB3

    Понял расшифровку.) и на вопрос отвечу утвердительно

  • censor
    17:24

    " Очень многое будет зависеть от компетентности и непредвзятости сотрудников страхнадзора, арбитражного управляющего и других членов временной администрации".
    А вот с этим, на мой взгляд, могут возникнуть БОЛЬШИЕ проблемы.

  • Sementsov Aleksandr
    19:10

    Кирилл, но анализ платежеспособности можно сделать как раз из бух. отчетности. Еще не мешало бы конечно отслеживать и судебные требования, т.е. если размер заявленных убытков, относится к требованиям заявленным в суд с определенным соотношением, то стоит проверить возможность покрытия обязательств.
    Только проверять то некому, в ФССН три с половиной человека работает, а в новой структуре вообще не понятно пока ни чего, да и когда они реорганизуются еще не известно и что из этого получится неясно.

  • Кирилл Гацалов
    19:54

    censor

    Время покажет. По собственному опыту общения с арб.управляющими или, скажем, видения их работы со стороны, могу сказать:
    Каждый арбитражный управляющий — индивид. Есть индивиды, которые руководствуются моральными принципами и с ответственностью, объективностью относятся к делу. А есть индивиды, которые работают в пользу чьих-то интересов (бывшего владельца предприятия или главного кредитора или еще кого-то).

    Sementsov Aleksandr
    Если госорган не предпримет мер, входящих в его функции, в отношении нарушений со стороны страховщика, то можно будет заявить в арбитраж о признании незаконным бездействия… Будем надеяться, что закон заставит его исполнять… И новых судебных прецедентов не придется создавать )

  • Sementsov Aleksandr
    14:18

    Кирилл, но тогда должен найтись альтруист, который будет подавать иски к ФССН о бездействии и понуждению к выполнению своих функций. Причем это надо делать в отношении каждого случая неисполнения надзорных функций в отношении любого страховщика.
    Кто на твой взгляд этим может заняться?

  • Кирилл Гацалов
    19:31

    Sementsov Aleksandr

    В ответ, Саш, на твой вопрос:
    Общество защиты прав страхователей (ОЗПС), которого, правда, еше не существует )

  • Sementsov Aleksandr
    10:56

    Отличненько. если такое общество создадут, то готов на первых порах на безвозмездную помощь. Если государство не хочет саздавать рыночные условия регулирования, рынок сам должен на это отреагировать и создать противовес, т.е. независимую компанию, которая будет больно наказывать страховщиков за своеволие. Инструмент для этого есть и финансовые санкции, как результат, будут иметь эффект горькой, но лечебной пилюли. Чем больше пилюль тем здоровее больной.

  • Надежда Белова
    16:44

    Обанкрочивание страховщиков довольно-таки удачный способ убрать ненужных игроков с рынка!

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля