Илья Плисов, «Союз автосервисов»: «Использование б/у запчастей для ремонтов безопасно»

Износ тормозных колодок и рулевой рейки можно оценить сразу, поэтому их можно повторно использовать при ремонте автомобилей. Проблема в дефиците самых популярных запчастей, их состоянии и прозрачности рынка авторазборов, пишет в блоге для АСН член правления «Союза автосервисов» Илья Плисов.

17:06
4
На фото заместитель гендиректора «ЕвроАвто», член правления «Союза автосервисов» Илья Плисов.
В первую очередь вопрос использования бывших в употреблении запчастей связывают с безопасностью дорожного движения. Многолетний активный опыт компании «ЕвроАвто» по использованию б/у запчастей в ремонте автомобилей показывает, что есть совсем иные проблемы в этой сфере.
 
Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!

За 10 лет мы установили б/у запчасти на 160 тыс. автомобилей наших клиентов, из них замена рулевого управления при помощи «старых» запчастей — 8,4 тыс., замена деталей тормозной системы — 10,9 тыс. авто, замена рулевых реек — 2,8 тыс. автомобилей. У нас есть автомобили, которые после замен на б/у запчасти ездили от одного до трёх лет — 88,8 тыс. авто, от 3 до 5 лет — 17,5 тыс. авто, свыше 5 лет — 7,8 тыс. автомобилей. Около 100 тыс. авто, которые ездят с этими запчастями, мы регулярно наблюдаем и делаем им ТО. Статистика компании «ЕвроАвто» показывает, что с эксплуатировать автомобили с б/у запчастями безопасно.

Обращу внимание, что б/у запчасти в ОСАГО разрешены законом при согласовании с владельцем (статья 12 п. 15.1 закона от ОСАГО). Мы этой нормой пользуемся, но сегодня этому часто мешают автоюристы, которые требуют устанавливать только оригинальные запчасти. И тогда выплаченных денег не хватает для ремонта. 

Недавно на Совете Федерации тоже активно обсуждался вопрос — использовать или не использовать ранее использованные детали в машинах. Решили, что использовать можно, но не опасные, например, капот можно, фару. Но не тормозные колодки. 

Из нашего опыта, как раз тормозные колодки и диски — это те запчасти, по износу которых понятно, могут ли они служить дальше или нет. У нас люди реально покупают б/у тормозные колодки с допустимым уровнем износа, и это реально безопасно. 

Взять для примера рулевую рейку — если она повреждена сильным ударом, то безусловно, ее нельзя повторно использовать. Но если изношены втулка, пластик, то это можно восстановить и дальше эксплуатировать. 

Важная оговорка: нужно, чтобы деталь можно было восстановить. Откровенный старый хлам, переизношенная деталь, изначально некачественные детали — естественно, должны отбраковываться.

Иногда автосервисы и авторазборы упрекают в том, что мы лоббируем свои интересы в продвижении б/у запчастей, ставя свои коммерческие интересы над безопасностью людей. Могу точно сказать, что сервисам устанавливать б/у запчасти невыгодно. Автосервисам выгодно устанавливать новое и оригинальное — мы на этом заработали денег и к нам нет претензий. Когда мы ставим старую запчасть, нам нужно сделать дополнительно диагностику перед установкой, ведь мы несём ответственность и за запчасть. Это невыгодно ни с какой точки зрения. 

С уровня СТО видим другую проблему — большую опасность создают не автомобили с б/у запчастями, а техническое состояние автомобилей. Сами водители допускают эксплуатацию автомобилей со стёртыми «в ноль» тормозными колодками, на которые обращают внимание только тогда, когда там появляется «какой-то странный металлический звук». Эти автомобили ездят вокруг нас и в случае аварии из-за неисправности автомобиля страховые будут оплачивать последствия ДТП.

Одновременно с этим, при попытке с помощью б/у запчастей решить вопросы дефицита запчастей по ОСАГО это сработает только для небольшого объёма ремонтов по нескольким причинам. 

В первую очередь, источником б/у запчастей могут быть выведенные из эксплуатации автомобили. Но чаще всего это «усталые» автомобили, которые израсходовали свой срок использования и взять с них нечего.

В тоже время большая часть автомобилей идёт на переработку — сдать на металлолом и на пластмассу у нас проще, чем снять запчасти и где-то их хранить. 

При этом большой вопрос с ассортиментом запчастей. Даже если мы сейчас примем решение, что в ОСАГО мы будем использовать б/у запчасти, то их просто не хватит для ремонта. В нашей компании из 4,7 млн запчастей на складах нет самых дефицитных — фар, капотов и передних бамперов. 

Автомобили, списанные в «тоталь» тоже почти не имеют нужных «донорских» запчастей. Потому что чаще всего повреждаются передние бамперы, фары. И именно эти компоненты чаще всего повреждены у «тотальных» авто. Получается, что вам нужна фара на Range Rover, а есть только фара от Tavria, нужна фара на Mercedes, а есть в лучшем случае на «десятку». 

С импортозамещением другая история. В новых запчастях «западный» импорт в 2022 г. успешно заместился «восточным». Кроме внутренней закупки, б/у запчасти пополняются с различных мировых аукционов, которые не всегда лучшего качества. И при этом мы становимся утилизатором токсичных отходов, которые в свою очередь угрожают экологии. 

Другая сложность — это легитимность б/у запчастей. Для повышения прозрачности рынка авторазборы обязаны предоставлять открытую информацию о разобранных автомобилях с указанием VIN-номера и маркировать основные запчасти и агрегаты. В авторазборах важно обеспечить полный доступ к истории ключевых запчастей вплоть до VIN-номера. Речь идёт о кузовных запчастях, моторах, коробках передач, блоки управления.

Третья проблема — восстановление запчастей. Во всех развитых странах повторное использование запчастей и их восстановление являются существенной частью индустрии эксплуатации транспортных средств и составляют циркулярную экономику. В СССР предприятия по восстановлению назывались ремонтными заводами. Часть их сохранена и сегодня. В основном это касается военных предприятий.

С переходом от государственной собственности к частной стройная система оказалась утеряна настолько, что для индустрии восстановления компонентов на сегодня даже нет отдельного ОКВЭД. 

В заключение хотелось бы сказать, что эксплуатация бывших в употреблении запчастей — технологическая норма. Нет никакой разницы, продолжает запчасть эксплуатироваться на «автомобиле-хозяине» или на другом аналогичном автомобиле. Наука пока не нашла способа, как отличить одну запчасть от другой.

И всё-таки нужно озаботиться состоянием эксплуатируемых автомобилей — это в большей степени вопрос безопасности, чем использования б/у запчастей. Очевидно, что в отрасли есть стойкое неприятие техосмотра в том виде, в котором он закончил своё существование. Но уже сегодня понятно, что наблюдение и контроль за состоянием транспортных средств необходимо усиливать. Каким должен быть набор мер для выполнения этой задачи — тема отдельной дискуссии.

По теме: 
Правительство думает над созданием индустрии по восстановлению подержанных автозапчастей для ОСАГО и каско 
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
4 комментария
4 комментария
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля