IT-импортозамещение для страховых компаний в условиях 2022 г.

О том, как страховщики справляются с уходом ведущих IT-компаний из России — в блоге генерального директора «Зетта Страхования» Игоря Фатьянова.

16:51
1
Игорь Фатьянов.
С февраля этого года российские страховщики столкнулись с уходом ведущих IT-компаний из России. Остро стоит вопрос, как удержать достижения в IT и удобство для потребителей и внутренних процессов.
 
Кейсы импортозамещения и ИТ-миграции в 10-м форуме финансовых инноваций FinNEXT 2022. 30 июня 2022 г. Москва, Цифровое деловое пространство (ЦДП).
 
Мы классифировали актуальные IT-проблемы российского страхования по уровням.

Первый — это решения уровня страховой компании в целом. Их оказалось заменить проще, чем решения по автоматизации узких бизнес-процессов. Например, решения для предприятий чаще всего разрабатывались российскими вендорами: «Диасофт», «Лаборатория страхования». Или были самописными. Это же касается и мобильных приложений для клиентов — они чаще всего локализованы или сделаны в РФ целиком. Эта чаcть IT-решений в меньшей степени будет затронута импортозамещением. 

Второй блок — это конкретные функции в страховании. Сюда мы относим финансы, HR, андеррайтинг и т.д. Страховые компании чаще в них использовали международные решения. Но тут есть уже большой объём внутренних аналогов: 1С, решения для документооборота, есть отраслевое решение для урегулирования убытков. По нашей оценке здесь ситуация выглядит более-менее стабильно.

В тоже время внутри конкретных функций есть более узкие процессы, и этот третий уровень автоматизации уже проблемный. В силу узкой специфичности программные решения для них в России недостаточно разработаны. Например, ценообразующие и маркетинговые программы на основе поведенческой психологии Emblem от Willis Towers Watson и SAS заменить уже гораздо сложнее. Atlassian и JetBrains поставляли много софта для разработчиков, ушли с российского рынка и этот сектор требует замены. В сфере HR нужны решения в части обучения и рекрутинга, в тоже время зона кадрового учёта может обслуживаться 1С. 

В этом блоке есть два варианта решения проблемы. Первое — локальная установка, при которой программа отключается от онлайн-обновлений. В этих условиях программное обеспечение может долго функционировать год-два, но при урезанном функционале. Второй вариант — искать программное обеспечение с открытым кодом, которое можно будет адаптировать под наши реалии.

Для business intelligence (интерпретация большого количества данных для моделирования различных вариантов действий и их итогов) чаще всего используются программы Рower BI, Qlick. Здесь локальная установка не будет работать с достаточной степенью функциональности, поэтому для рынка нужны будут только решения с открытым кодом.

В сфере IT-разработки все зависит от конкретного фреймворка, на котором работали специалисты. В Microsoft есть много бесплатных решений, которыми можно пользоваться, но у некоторых приложений будут проблемы. Как, например, у продуктов Teamсity. 

Из IT-систем, которые обеспечивали работу инфраструктуры, наибольшую проблему создаёт уход компании Cisco. Её программное обеспечение широко использовалось страховщиками. Здесь переход на сторонних производителей почти невозможен без замены аппаратных решений.

Одной из существенных зон риска является замена решений по управлению базами данных. Большинство страховщиков пользовались MySQL и Oracle, поставщики которых ушли с рынка. Первые год-два можно будет пользоваться локальными установками без техподдержки. Но чем больше компания, тем это будет сложнее. Из бесплатных альтернатив есть PostgreSQL. Переход на неё возможен, но влечет колоссальные затраты финансов и технических ресурсов. 

На замену серверных решений и среды виртуализации Vmware и Hyper-V от Microsoft отечественные разработчики делают своё решение, мы ждём его ближе к осени. 

Приложения для инвестиций типа Bloomberg тоже перестали работать. Здесь есть единственное решение — это подключение к российским порталам по обмену информацией. 

Отдельной темой является работа по расчёту стоимости ремонта. Чаще всего страховщики использовали Autadex, SilverDAT и им аналогичные программы. Пока они сохраняют свое присутствие в России и функционал. В случае ухода заменить их будет очень сложно. В имеющихся российских аналогах функциональность недостаточна. 

Сектор, требующий немедленного внимания — это информационная безопасность. Адаптация или в этой части замена на российские аналоги должна была уже быть произведена или должна быть произведена в ближайшее время. В отличие от других программ они требуют онлайн поддержки и постоянного обновления. Российские разработки в этой сфере есть — Usergate, Континент, решения Лаборатории Касперского. 

Очень проблемно будет заменить программное обеспечение для актуариев. Это связано с миграцией данных и сверка расчётов резервов после миграции.

Четвертый блок — самый проблемный. Речь идёт о программном обеспечении для самих пользователей. Здесь основная проблема — массовость и необходимость переобучения и обслуживания.

В «Зетте Страховании» мы пытались в тестовом режиме перевести работников на OpenOffice. Как показал эксперимент, это привело к значимой потере функциональности, в первую очередь из-за Excel, при этом потерялись многие настройки. 

Резюмируя вышесказанное: основная задача перед страховым бизнесом сейчас — это адаптация узкоспециальных бизнес-процессов под несанкционное IT и скорейшее нахождение качественных решений для информационной безопасности.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
1 комментарий
1 комментарий
  • назорщик
    10:07

    OpenOffice…? Вы серьезно?) зачем вообще было проводить эксперимент с заведомо ясным результатом…
    Почему не попробовать Wps Office (где есть полная совместимость с форматами MS), OnlyOffice ну или на крайний случай существенное более развитый пакет LibreOffice?
    В любом случае, переход на пакет свободного ПО = перенастройка всего стека отчетности, этого никак не избежать, но после реально получить полнофункциональную замену.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля