В 2023 г. результате вспышки высокопатогенного гриппа птиц на птицефабрике «Башкирская», принадлежащей ГК «Таврос», на предприятии уничтожили 3,2 млн голов птиц, 18,2 млн яиц и 70 тонн мяса и мясопродуктов. Это привело к резкому спаду производства яиц в республике. Птицефабрика обратилась в органы власти с заявлением о выплате компенсации, но получила отказ. После этого предприятие обратилось в суд.
Из материалов дела следует, что в начале августа 2023 г. на птицефабрике в Авдоне произошла вспышка птичьего гриппа. Россельхознадзор выдал два предостережения от 9 и 10 августа о нарушении целостности ограждения в АО «Птицефабрика «Башкирская». В предостережении были перечислены пункты Ветеринарных правил и предложено их соблюдать до проведения внеплановой проверки. Предостережение №1437 от 10.08.2023 вынесено в связи с получением информации о падеже птиц более 0,5 % в день от поголовья птиц, содержащегося в одном птичнике в целях предотвращения возможности заражения людей. При этом на 9 августа АО «Птицефабрика “Башкирская”» продолжала реализацию своей продукции.
Основанием для отказа в выплате возмещения в связи с убоем птиц явились результаты внеплановой проверки, которая выявила многочисленные нарушения на птицефабрике. В отказах в выплате не указано предостережение № 1423 от 09.08.2023 (в распоряжении Правительства Республики Башкортостан от 01.12.2023 № 1668-р имеется ссылка на письмо Управления от 12.10.2023 № РБ-07/6412, в самом письме перечислены нарушения, выявленные в ходе выездной внеплановой проверки с 14 по 23 августа. При этом на предприятии указали, что к ним указанные дни никто из Россельхознадзора не приезжал.
В 2024 г. было возбуждено уголовное дело по подозрению в фальсификации материалов проверки. Обвинение предъявили сотруднице Россельхознадзора Елене Козловой. Дело несколько раз направлялось прокурору республики, но каждый раз возвращалось и не было расследовано в полном объеме. В деле нет достаточных доказательств, показания разнятся, указал суд.
В ходе расследования выяснилось, что инспектор подготовил предостережения фактически задним числом — уже после того, как стало известно о вспышке опасной болезни.
«Предостережение от 10 августа 2023 года о подозрении на высокопатогенный грипп птиц вынесено при имеющемся лабораторном подтверждении данной особо опасной болезни птиц, то есть при уже наступивших последствиях. Таким образом, данный профилактический акт был вынесен в условиях отсутствия для этого законных оснований и в силу заведомо утраченной актуальности объективно не мог способствовать достижению предусмотренных законом профилактических целей», — говорится в решении суда.
В рамках уголовного дела был изъят компьютер сотрудника Россельхознадзора, в котором содержались материалы проверки, отредактированные уже после вспышки птичьего гриппа.
«Таким образом, оспариваемые заявителем предостережения Управления Россельхознадзора по РБ, содержащие сведения о нарушениях ветеринарных правил, могут расцениваться как подтверждающие эти нарушения, а значит являются документами, которыми может быть обоснован отказ в выплате страхового возмещения», — говорится в решении суда.
Уголовное дело было прекращено в сентябре 2025 года за истечением сроков давности, однако формально оба предостережения продолжали действовать, поэтому АО «Птицефабрика «Башкирская» не могло получить компенсации за гибель поголовья птиц и страховые выплаты от «РСХБ-Страхование».
Комментарий пресс-службы «РСХБ-Страхование»:
В 2023 году между АО СК «РСХБ-Страхование» и АО «Птицефабрика «Башкирская» был заключен договор страхования сельскохозяйственных животных, осуществляемый с государственной поддержкой.
Указанный сельхозтоваропроизводитель обращался в АО СК «РСХБ-Страхование» в августе 2023 года в связи с утратой (гибелью) птицы в результате вспышки высокопатогенного гриппа птиц.
Выплаты страхового возмещения не производились, поскольку большая часть птицы была изъята по распоряжению органов исполнительной власти Республики Башкортостан: изъятие сельскохозяйственных животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных не входило в перечень рисков, предусмотренных договором страхования. Убыток в результате непосредственной гибели птицы в результате воздействия болезни не превышал размеры безусловной франшизы, это значит, что в соответствии с условиями договора страхования основания для выплаты страхового возмещения по указанному страховому случаю отсутствовали.
При рассмотрении дела и ответе страхователю предостережения государственного органа не повлияли на принятое решение о выплате страхового возмещения, поскольку и без учета данных обстоятельств выплаты не производились.
АО СК «РСХБ-Страхование» не являлось процессуальным участником судебного разбирательства по данному вопросу.