Власти готовят создание национальной страховой компании для страхования перевозок нефти

Организация будет сопровождать гарантиями российские танкеры при экспорте сырья.

12:00
В РФ готовят создание национальной страховой компании для экспортирующих сырье российских судов. Мера указана в проекте Стратегии развития Северного морского пути и Трансарктического транспортного коридора до 2050 года, с документом ознакомились «Известия». Губернатор Мурманской области и председатель комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика» Андрей Чибис разослал документ на рассмотрение в профильные ведомства.

Эта комиссия Госсовета участвует в работе по определению основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетах социально-экономического развития государства. В связи с этим от имени Андрея Чибиса были организованы сбор замечаний и предложений от заинтересованных ведомств, а также экспертно-аналитическая проработка проекта указанной стратегии, сообщили «Известиям» в Министерстве информационной политики региона. Полученная информация направлена на рассмотрение и доработку стратегии в госкорпорацию «Росатом», уточнили там.

В 2022 году в числе антироссийских санкций западные страны ввели ограничения на страхование отечественных судов, перевозящих нефть. Санкции G7 запретили западным страховщикам предоставлять такие услуги судам, не соблюдающим потолок цен на сырье из РФ в $60 за баррель. В 2025 году западные государства снизили потолок цен до $47,6.

После его введения западные компании резко сократили объем страхования танкеров, перевозящих российскую нефть. Хотя появлялась информация, что они предлагали свои услуги в тот период, когда реальная цена отгрузки сырья оказывалась ниже установленного ценового порога в $60 за баррель. После снижения потолка со стороны ЕС до $47,6 использование западного страхования стало еще менее вероятно, — отметил доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов.

Западные страны открыто декларируют намерение вытеснить российские компании из системы морских перевозок — в результате введенных санкций РФ оказалась лишена доступа к международной системе страхования, лицензирования и регистрации судов, заявлял в апреле 2025 года помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев. Установлен запрет на заходы и обслуживание российских судов в ряде портов недружественных государств, отмечал он.

20 мая 2025 года Совет ЕС принял 17-й пакет санкций против РФ. Ограничительные меры в первую очередь были направлены против деятельности так называемого теневого флота, используемого, по утверждению Брюсселя, для транспортировки нефти из РФ под флагами различных государств. В частности, перечень судов, которым запрещен доступ в порты стран — членов ЕС, пополнился 189 танкерами.

Сейчас ведущим игроком в сфере взаимного страхования (P&I) и страхования судов (H&M) считается Великобритания. ЕС договорился с ней усилить европейское эмбарго на импорт нефти, запретив страховать перевозки топлива из РФ по всему миру, писали СМИ. Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, или IG P&I) базируется в Лондоне. Ее участники обеспечивают покрытие 90% мирового тоннажа морских судов, согласно данным IG P&I.

— Ведь тот же «Ингосстрах», а также «АльфаСтрахование» были включены в санкционные списки ЕС в начале 2025 года именно под предлогом того, что они обеспечивают деятельность нефтяной отрасли РФ. Но действие западных санкций не распространяется на те страны, которые их не признают, то есть на основных покупателей российского сырья, — отмечает эксперт.

При этом, по словам Валерия Андрианова, создание национальной страховой компании имело бы стратегическое значение. В сфере морских перевозок нефти, да и многих других грузов сложилась система доминирования организаций, входящих в так называемый регистр Ллойда. Именно это обстоятельство, по словам эксперта, и позволило ввести Западу потолок цен на российскую нефть — с расчетом на то, что, лишившись доступа к международным услугам страхования, РФ будет вынуждена снижать цены на свое топливо и тем самым нести убытки.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля