«Если добавить более мелкие события с самолетами, цифра вырастет до 7-8,5 млрд р. Это без убытков по вертолетной технике, по ответственности аэропортов и т.п. На эти 7-8,5 млрд убытков приходится до 6 млрд страховых взносов, которые заплатили авиакомпании», — рассказал Илья Кабачник.
По его словам, в 2024 г. произошло три случая полной гибели самолетов.
«Три крупнейших страховых случая в российской авиации в 2024 г. — это грубая посадка "Суперджета" авиакомпании "Азимут" в Анталье, катастрофа самолета AZAL под Актау, катастрофа "Суперджета" после ремонта в Луховицах. Совокупный убыток по этим трем событиям оценивается примерно в 4,5 млрд р.»
Тенденция, на которую нужно обратить внимание, связана не с количеством страховых событий, а с их стоимостью.
«Одно и то же событие — повреждение самолета — сегодня обойдется авиакомпании и страховщику в три раза дороже, чем три года назад. При этом рост страховых премий сдерживает страховая сумма, которая уменьшается в авиакаско с увеличением возраста авиапарка, а также страховые тарифы, которые оставались неизменными с 2022 г.», — пояснил Кабачник.
Отдельно эксперт отметил, что в прошлом году проявились убытки по рискам, которые квалифицируются как военные риски и риски терроризма.
Согласно данным Банка России, общие сборы на рынке авиационного страхования за 2024 г. выросли на 6% к уровню 2023 г. и составили 17,1 млрд р.
«За 6 лет — с 2018 г. по 2023 г. — сборы увеличились всего на 4,6 млрд р. Учитывая, что существенная часть договоров в авиационном страховании заключается в долларах США, то нельзя не заметить, что в долларовом выражении премии рынка не выросли, а снизились», — подчеркнул Кабачник.