С 2014 по 2015 гг. «Горно-Алтайская Строительная Компания» (ООО «ГАСК») привлекала средства граждан для участия в долевом строительстве домов в двух городах Алтая. В качестве защиты интересов дольщиков застройщик заключил с АСК «Инвестстрах» договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве. При этом в качестве причин того, что компания не может выполнить свои обязательства, закон признает банкротство, которое подтверждено решением арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 28.12.2015 «Горно-Алтайская Строительная Компания» была признана несостоятельной (банкротом).
Поскольку по ч. 6 ст. 15.2 Закона об участии в долевом строительстве (№ 214-ФЗ) выгодоприобретателями по договору страхования являются граждане или юрлица, средства которых привлекались для строительства объекта, им страховщик теперь и обязан выплатить деньги.
Начались судебные дела, инициированные участниками долевого строительства. Представители «Инвестстраха» на заседаниях утверждали, что между истцами и компанией по договору страхования не возникло обязательство по оплате возмещения, потому что те не платили страховую премию, в связи с чем договор не вступил в действие. Кстати, и сейчас компания настаивает на этом, заявляя, что застройщик так ни разу и не заплатил страховую премию, общая сумма которой должна была достигнуть 60 млн р.
Однако суды сочли, что «Инвестстрах» не представил достоверных доказательств. «Есть судебный акт, в котором разрешен спор о взыскании страхового возмещения по одному из 4-х заключенных с одним гражданином инвестконтрактов, где упоминается оплата премии по всем этим контрактам одной суммой без детализации, на основании чего суд посчитал недоказанным факт неуплаты страховой премии, − отмечает Павел Курлат, партнер «Первой Юридической Сети», проанализировавший для АСН все дела, которые относятся в этому случаю. − К тому же сложно представить, что страховщик осуществлял системное страхование деятельности застройщика в отсутствие исполнения им встречных обязательств».
Между тем, по его словам, если оценивать позицию судов Алтайского края по тем делам, где нельзя считать установленным факт уплаты страховой премии, то здесь допущена ошибка в правоприменении норм ст. 15.2. ФЗ № 214-ФЗ и ст. 957 Гражданского кодекса РФ относительно действительности страховых обязательств. «Суды неверно истолковали специальные нормы Закона о долевом строительстве относительно заключения договора страхования, которые, по их мнению, иначе по сравнению с нормами ГК РФ определяют момент начала страхования, − считает Павел Курлат. − Упомянутые выше нормы права не предполагают конкуренцию общих и специальных норм, так как Закон № 214-ФЗ точно определяет момент заключения договора страхования, а ГК РФ регламентирует и момент заключения, и момент его вступления в силу».
Сейчас суды обязали «Инвестстрах» выплатить не только страховое возмещение, но и штрафы в размере 50% от суммы иска, что в совокупности составляет 130 млн р. В связи с этим компании может грозить банкротство.
При этом Алтайский краевой суд отказал АСК «Инвестстрах» в передаче для рассмотрения в кассационной инстанции по всем поданным компанией кассационным жалобам на решения, которые страховщик считает незаконными.
«Инвестстрах» обязали выплатить 130 млн р. дольщикам застройщика-банкрота
Суды Алтайского края вынесли решение, что АСК «Инвестстрах» обязана выплатить страховое возмещение дольщикам обанкротившегося ООО «ГАСК». С этой компанией у страховщика был заключен договор страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по передаче жилого помещения в рамках долевого строительства.
ВОЙТИ НА САЙТ
Восстановление пароля
Неужели факт отсутствия поступления премии тяжело доказывать? Они же не наличкой по квитанции А7 эти десятки миллионов платили. И разве страховщик, при неполучении премии не может сразу же уведомить застройщика о расторжении договора страхования?
очевидна плохая работа юриста Инвесстстраха.Удивил отказ в обжаловании
Надеюсь, это начало конца этой «компании». Закон бумеранга в действии…
Страховая премия 60 млн, а страховая сумма со штрафами 50% — 130 млн...? и как может Алтайский краевой суд решать вопросы обжалования своих решений? На это есть другие инстанции, ИМХО.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily