Думский комитет по строительству в своем заключении отметил, что введение института саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта было обусловлено неэффективностью системы лицензирования, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка за свои обязательства. По данным комитета, в середине сентября 2009 г. статус СРО получили около 70 объединений в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Комитет считает, что это свидетельствует об интенсивном процессе создания СРО. По оценке Ростехнадзора, к 2010 г. в строительной отрасли будут действовать около 100 саморегулируемых организаций. Таким образом, для перехода с 1 января 2010 г. на саморегулирование условия созданы.
В то же время комитет по собственности, ответственный за прохождение законопроекта в Думе, разделяет озабоченность авторов. Он отмечает, что до сих пор в СРО вошли менее половины организаций, имеющих лицензии на строительство, проектирование и инженерные изыскания. В этой связи комитет полагает целесообразным рассмотреть возможность временного – на период экономического кризиса - снижения размера компенсационного фонда СРО.
Летом 2008 г. в Градостроительный кодекс и в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» были внесены изменения, согласно которым с 1 января 2009 г. прекращается выдача лицензий на проектирование, строительство зданий и сооружений и на инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений. С 1 января 2010 г. лицензирование заменяется обязанностью состоять в СРО. Вологодские депутаты предложили перенести вступление в силу этих новаций на 1 января 2011 г. и 1 января 2012 г. соответственно. Их законопроект был внесен в Госдуму в июле 2009 г.