Прогнозы не оправдались: число угонов в России падает

Прогнозы автоэкспертов о том, что после ухода из России иностранных автоконцернов число угонов машин на запчасти будет неуклонно расти, не оправдались.

19:00
Компания
По сводным данным, за первые пять месяцев 2022 года, которые предоставили журналу «Компания» в МВД РФ, Российском союзе автостраховщиков (РСА) и страховом доме ВСК, число угонов, наоборот, снижается. В топ-5 угоняемых машин по-прежнему лидируют корейские автомобили. При этом в него — похоже, впервые — попали импортные грузовики.

В марте этого года на фоне начала спецоперации на Украине, введения беспрецедентных санкций в отношении России и резкого роста стоимости машин и автозапчастей появились сообщения о заметном увеличении числа угонов. СМИ со ссылкой на статистику МВД писали, что рост общего числа угонов за март составил 22,3%. Со ссылками на РСА сообщалось об увеличении на 20% по отношению к февралю. Сервис юридической проверки подержанных автомобилей «Автокод» в то же время заявлял о росте числа угонов за первый квартал на 25%. Появлялись также данные о трехзначных цифрах роста угонов в некоторых регионах: так, СМИ Бурятии писали, что за январь — апрель в республике их стало больше на 120%.

Судя по статистике, в первом квартале этого года интерес угонщики проявляли в первую очередь к машинам масс-маркет-сегмента, таким как Hyundai Santa Fe и Hyundai Sonata. Причем главная цель угонов состояла не в перепродаже машин, а в их разборке на детали для ремонта. С каршеринговых автомобилей, по данным профильных СМИ, воры снимали катализаторы, с премиальных — фары, зеркала и навесное оборудование.

Автоэксперты, комментируя статистику, связывали происходящее со сложной ситуацией на авторынке. Большинство запчастей у преступников, по их словам, приобретали таксисты в попытках удешевить ремонт своих машин с помощью менее дорогих деталей. Эксперты и страховщики утверждали, что эта тенденция в России будет нарастать.

Ожидания хуже реальности
Журнал «Компания» решил проверить, насколько оправдались эти прогнозы, и, запросив статистику за пять месяцев 2022 года, обнаружил прямо противоположную картину. Так, по данным МВД за январь — апрель, количество зарегистрированных краж транспортных средств сократилось по сравнению с январем — апрелем 2021 года на 20,9%, а число угонов без цели хищения — на 9,8%.

Статистика угонов от РСА за первые пять месяцев 2022 года свидетельствует о том же: число угонов снижается и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и от месяца к месяцу. По данным ассоциации, в январе этого года компаниями — участниками РСА было зафиксировано 63 угона застрахованных по каско машин, в феврале — 114, в марте — 68, в апреле — 79, а в мае — снова 63. Для сравнения: в марте прошлого года ассоциация сообщала о 157 угонах, в апреле — о 145, а в мае — о 111.

По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, число угонов сокращается последние три года. Небольшой скачок угоняемости в апреле этого года снова сменился понижением. «Сказать, что с момента начала спецоперации и введения против России санкций ситуация с угонами ухудшилась, мы не можем», — сообщил он журналу «Компания».

Данные страхового дома ВСК тоже показывают снижение числа угонов среди застрахованных по каско автомобилей. Изменился и топ-5 регионов России, где чаще всего угоняли застрахованные автомобили. В январе — мае 2021 года это были Москва (34,4%), Санкт-Петербург (22,6%), Красноярск (5,4%), Тверь (5%) и Ижевск (3,2%). За первые пять месяцев 2022 года пик угонов сместился на европейскую территорию страны: 

Москва (35,1%),

Санкт-Петербург (18,9%),

Брянск (8,1%),

Смоленск (5,4%),

Екатеринбург (5%).

Список наиболее часто угоняемых марок остался преимущественно корейским. В 2021 году у угонщиков лидировали застрахованные Hyundai (Santa Fe — 36%, Creta — 20%, Tucson — 20%), Toyota (Camry — 44,4%, RAV4 — 22,2%, Land Cruiser 150 Prado — 16,7%), KIA (Sportage — 35,3%, Rio — 35,3%, Sorento — 17,7%), а также Lexus (7,5%) и Mitsubishi (5,4%).

В этом году топ-5 стал еще более корейским. Первенство остается за Hyundai (24,3% — Santa Fe, Tucson, Sonata). На второе место вырвалась KIA (21,7% — Sportage, Optima, K5). На третьем — Toyota (16,2%). А вот четвертое и пятое места неожиданны: это грузовики Scania (8,1%) и Mercedes-Benz (5,4%).

Должно было быть иначе
Независимый автоэксперт Максим Пастушенко не скрывает удивления статистикой. «По логике должно было произойти как раз обратное, рост числа угонов, — признается он. — Мне виделось, что доля "корейцев" среди угоняемых машин упадет, а доля "европейцев", наоборот, вырастет в связи с относительно большими сложностями в поставках запчастей из Европы. И я думаю, что рано или поздно мы к этому придем».

Именно с этими сложностями связан интерес угонщиков к грузовикам, считает эксперт. «Все представительства их производителей в РФ дружно встали и ушли, — напоминает Пастушенко. — Причем сделали это очень некрасиво, отказав не только в продажах и гарантийном обслуживании, но и в выполнении условий предоплаченных сервисных контрактов, которые зачастую были для покупателей решающей причиной выбора той или иной марки грузовиков. Получается, что покупатель уже заплатил деньги за сервис, а теперь будет пытаться как-то самостоятельно обслуживать машину».

Эксперт предположил, что часть угнанных грузовиков злоумышленники могли угнать, чтобы получить каско для выплат по лизингу, особенно учитывая тот факт, что многие компании-эксплуатанты сейчас закрылись или обанкротились.

Что касается падения общего числа угонов, то его эксперт связывает с обвалом спроса на подержанные машины. «Их и продают мало, потому что люди не готовы с ними расставаться, и покупатели не готовы пока расставаться с деньгами. Если раньше можно было угнать Solaris и буквально за полдня его сбагрить перекупам, то сейчас это не так просто сделать. Так что этот бизнес, если так можно сказать, тоже просел», — заключил Пастушенко.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля