Страховые компании обяжут продавать полисы ОСАГО в электронном виде

Жители Татарстана жалуются на снижении доступности ОСАГО. Толпы жаждущих получить полис «автогражданки» водителей штурмуют офисы продаж страховщиков.

18:29
РБК Татарстан
Одни страховые компании отказывают клиентам, аргументируя тем, что в наличие нет бланков, другие - физически не могут принять всех желающих. Фактически компании «включают бюрократический аппарат» пытаясь защититься от убытков, считают, опрошенные «РБК-Татарстан» эксперты.

Порядка 70% всех жалоб со стороны потребителей на деятельность не кредитных финансовых организаций, были связаны с жалобами по ОСАГО. Об этом свидетельствуют данные Нацбанка РТ. В этом году количество жалоб уже перевалило за 800. Больше других недоступностью полисов возмущаются автовладельцы Набережных Челнов. Там ситуация - критическая.

В свое оправдание сотрудники страховых компаний замечают, что становятся заложниками ситуации. В офисы поступает мало бланков, но автовладельцев меньше не становится.

«Бланков у нас 5 тысяч, а количество желающих застраховаться в два раза больше», - рассказывает директор по страхованию одной из селнинских компаний, о том, почему жители автограда оказались на обочине страхового рынка. «Даже если учитывать статистику зарегистрированных в городе транспортных средств, а это порядка 180 тысяч автомобилей, то наша доля на этом рынке - 40%! И мы не можем взять на себя больше, даже при нашем большом желании. Наши коллеги по цеху сильно сокращают объемы страхования. А мы, как единственная региональная компания, которая имеет регистрацию в городе, не можем взять на себя всю ответственность по этому виду страхования. Мы со своей стороны законодательство исполняем в полном объеме, ничего не нарушаем», - приводит слова Андрея Павлова сайт chelnyltd.ru.

По данным Национального Банка Татарстана, дефицита полисов ОСАГО в республике - нет. В 2015 году в наличии имелось 1,8 ​млн. полисов, а продано было 1,1 млн. Хотя при этом у каждой страховой компании есть лимит бланков, которые она должна продать в квартал. И в целом по республике отмечено уменьшение продаж полисов ОСАГО. При том что число автомобилей не уменьшается, а наоборот, увеличивается. И объясняется это тем, что до 2014 года лимит выплат составлял 120 тысяч рублей, а после того, как этот лимит был поднят в 4 раза, тариф вырос лишь на треть, отсюда и все проблемы.

По словам специалистов Национального Банка Татарстана, контролирующего ситуацию, в 2015 году автостраховщики собрали 7,2 млрд, рублей, а выплатили 3,8 млрд. Регион входит в число лидеров, как по количеству компаний занятых на рынке ОСАГО, занимая 2-е место в ПФО и 6-е по стране, так и по объему страховых премий. Доля республики по этому виду страхования на общероссийском рынке - 3,3%.

«Что касается выплат по страховым случаям в категории обязательного автострахования, то они также выросли в 1,6 раза и составили в прошлом году 4,6 млрд. рублей. Таким образом, цифры, показывают, что сборы страховщиков по ОСАГО существенно превышают выплаты», - констатирует факт заместитель управляющего Нацбанка по РТ Марат Шарифуллин.

Усугубляется положение тем, что имеет место навязывание дополнительных услуг, то есть в страховой компании автолюбителям говорят, что оформят полис ОСАГО только «с нагрузкой» в виде страхования жизни, здоровья и т.д. Таким образом, компании хотят хоть как-то компенсировать невыгодное оформление полисов. Также они применят маркетинговые решения советской эпохи, «включая бюрократический аппарат», оформляя ограниченное количество страховых сделок в день.

В страховой компании «НАСКО» «РБК-Татарстан» сообщили, готовы оформить автогражданку, но в порядке живой очереди. Причем, как предупредил специалист по продажам казанского офиса на ул. Чуйкова Алла Бурмистрова, ждать придется долго и не факт, что оформить полис в день обращения вообще получится.

«Время уже два часа дня, сегодня мы успеем оформить только 6-7 человек до конца рабочего дня, потому, что 30-40 минут на клиента в среднем тратится. Я прихожу на работу, очередь уже стоит, и я не знаю, во сколько они ее занимают. Может всю ночь стоят, я не знаю»,- ответил продавец.

Водители, штурмующие офис в надежде оформить необходимый полис ОСАГО. признаются, что силы не равны: на сотню водителей в этом офисе приходится лишь 5 выданных страховых документов. Очереди, поимённые списки и многодневные ожидания у кабинетов страховщиков в Татарстане - это уже обычная практика для владельцев авто.

«Мы вынуждены с ночи занимать очередь, чтобы ближе к полудню все-таки попасть на прием и оформить полис ОСАГО. Здесь такой ажиотаж, потому, что только в этом офисе страхуют всех у кого коэффициент повышающий есть», - поясняет со своей стороны таксист Марат Зуфаров.

Мы попытались взять комментарий по сложившейся ситуации в страховой компании «НАСКО», однако представитель организации сообщила, что специалист, компетентный в этом вопросе, на данный момент находится в рабочей командировке и помочь чем-либо без него они не смогут.

Проще поступила в данной ситуации офис-менеджер Ольга Фасхутдинова, она о проблеме с полисами ОСАГО слышала и поняла, что не хочет отстаивать в очередях, тем более, как признается сама, попадала в аварии не раз. Девушка обратилась к знакомой с просьбой застраховать ее машину на дому. Автоледи осталась довольна мобильным сервисом, но недовольна ценой страховки.

«В прошлом году у меня было ДТП наверно, поэтому достаточно дорого пришлось заплатить. Сумма была 25 тысяч, но это еще по-свойски, мне сказали и больше цены есть», - добавила автовладелица.

Среди проблем специалисты называют также и продажу недействительных полисов. В республике распространяются подделки в основном посредством социальных сетей. В прошлом году таких полисов в республике было выявлено более 400.

Стоит напомнить, что с 15 июля 2016 года вступили в законную силу изменения в статью 15.34.1 КоАП РФ, согласно которым необоснованный отказ страховой организации, страхового ​агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

Автолюбителям, столкнувшимся с подобной проблемой, рекомендуется фиксировать факты отказа, уклонения от заключения договора ОСАГО или навязывания страховой организацией дополнительных услуг, в том числе при помощи видеосвязи или свидетельских показаний, и направлять в Банк России для принятия соответствующих мер. Кроме этого, в Татарстане открыт телефон «горячей линии» (843) 292-02-67.

Руководитель «Казанского правового центра» Денис Смирнов рассказал, как вести себя, если при заключении ОСАГО навязывают допуслуги, либо отказываются его заключать.

«Лучше всего вспомнить о том, что действие предыдущего полиса ОСАГО заканчивается, хотя бы за месяц. Принести в страховую компанию весь пакет документов, где нужно написать заявление и поставить штамп. Теперь у компании есть 30 дней. Если по истечении срока страховая компания не выдает вам полис ОСАГО, то вы можете пожаловаться в Банк России с приложением всех документов. Если же человек пришел за несколько дней до завершения срока действия предыдущего договора и столкнулся с аналогичной проблемой, то ему нужно будет предоставить аудио-, фото- или видеодоказательства, подтверждающие факт отказа или навязывания допуслуг, либо два или три свидетеля или официальный письменный отказ представителя компании заключать с вами договор, например, в связи с отсутствием бланков»,- рассказал правозащитник.

В свою очередь в Центральном банке России «РБК-Татарстан» сообщили, что проблема с продажей полисов в ряде городов республики связана с повышенной активностью автопосредников. Их деятельность увеличивает убыточность по данному виду страхования и делает продажу полисов ОСАГО для страховых компаний экономически невыгодной. Однако Банк России и профессиональное объединение страховщиков (РСА) через систему единого агента планируют обеспечить доступность полисов ОСАГО для жителей всей республики. Эта система представляет собой комплекс обязательных для страховщиков мероприятий как в части увеличения уровня собственных продаж договоров ОСАГО, так и установления обеспечения реализации договоров ОСАГО от имени других страховщиков.

В целях повышения доступности услуги ОСАГО с 1 января 2017 года все страховщики, работающие на рынке ОСАГО, будут обязаны продавать полисы ОСАГО в электронном виде. Обращаем также внимание, что Банк России ввел период охлаждения (5 рабочих дней), в течение которого автовладелец может отказаться от навязанной страховой услуги.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля