Без страха, но с упреком

В 2015 году в России может появиться обязательное космическое страхование. Речь о космических аппаратах, сконструированных на бюджетные деньги. На рынке земного страхования перемен ждут пораньше. Уже в этом году автолюбители получат новые тарифы ОСАГО. Обо всем этом в интервью «РГ» рассказал президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

07:57
Российская газета
Насколько могут вырасти тарифы ОСАГО? 

Игорь Юргенс: По расчетам Независимого актуарного центра, повышение базового тарифа при расширении лимитов должно составить около 70 процентов, по другим источникам не менее 25. Раньше базовые тарифы и поправочные коэффициенты к ним утверждались правительством. С сентября 2013 года эти функции перешли к Центробанку. Сейчас регулятор анализирует ситуацию с привлечением своих экспертов. Могу предположить, что новые тарифы и поправочные коэффициенты могут быть утверждены до середины 2014 года.

Повышение обосновано?

Игорь Юргенс: За 10 лет инфляция нескромно подросла - потребительские цены выросли почти в 2,5 раза. За это время численность отечественного парка автотранспортных средств увеличилась в 1,5 раза, превысив 50 миллионов автомобилей. Из них три четверти приходится на легковые. Существенно увеличилась и стоимость владения автомобилем. Цены на бензин за 10 лет почти утроились, аренда места на стоянке в крупных городах тоже подорожала в разы. Но главное выросла стоимость восстановительного ремонта - вдвое увеличились расценки на нормо-часы в автосервисах, повысились в цене запчасти и расходные материалы.

Страхование жизни в России не превышает 5 процентов от объема рынка. На Западе оно доходит до 50
Средняя стоимость полиса ОСАГО остается прежней - четыре тысячи рублей. В результате из 200 компаний, работающих на рынке, 100 не выдержали и сдали лицензии.

Напомню, что в Госдуме рассматривается целый пакет поправок в ОСАГО, устанавливающий помимо прочего новые пределы страховых выплат: по имущественному ущербу предельная выплата возрастет с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей, по ущербу для жизни и здоровья - с 160 тысяч до 500 тысяч рублей. То есть нагрузка на страховщиков повышается в разы. Совместить эти новые обязательства с существующими тарифами было бы невозможно. Так что время настало: тарифы пора пересчитать.

Интерес страховщиков понятен. Выиграют ли от повышения автолюбители?

Игорь Юргенс: Как только рынок уравновесится тарифами, на него придут новые игроки, меньше станет очередей, появится конкуренция, компании не будут так часто, как сейчас, увиливать от выплат или их занижать. Это же законы экономики, а они всегда работают. 
Если честно, с моей точки зрения, идеальным вариантом был бы свободный тариф по ОСАГО. Государство устанавливало бы верхнюю и нижнюю границы, а решение по выбору стоимости принимал бы сам автолюбитель, исходя из оценки собственных рисков. Если они велики, полис приобретается в крупной надежной компании с именем и прекрасной репутацией. ОСАГО в части стоимости, по сути, вообще могло бы быть базовым КАСКО. Уверен, когда-нибудь мы к этому все равно придем. Пока же будем иметь дело с тем, что есть.

Тарифы КАСКО уже растут. Насколько заметно может подорожать этот вид автострахования?

Игорь Юргенс: Поскольку это добровольный вид страхования и государство тарифную политику в этой сфере не регулирует, каждая компания выстраивает ее по-своему. Тарифы устанавливаются с учетом покрытия рыночной стоимости страховых услуг (ремонтов машин, эвакуаций с места ДТП, угонов). Конечно, надо учитывать и инфляцию. Поэтому, если услуги оказываются полноценно, их стоимость будет расти. Масштабы повышения предсказать сложно. Лавинообразным оно не будет: ни одна компания не захочет «убивать» свои продажи.

Кстати, ВСС на днях практически доработал стандарты по КАСКО. Сейчас документ проходит шлифовку и в ближайшее время мы направим его в Центробанк. После одобрения стандартов, очень надеемся, что к лету это произойдет, каждый автолюбитель будет четко понимать, какие выплаты ему положены. Кроме того, готовится единая методика оценки ущерба, полученного транспортным средством при ДТП. В дальнейшем она ляжет в основу формирования ценовых справочников как для самих страховщиков, так и для автолюбителей, где будут разъяснения по всем вопросам.

Как вам инициатива минфина об обязательном страховании туристов на два миллиона?

Игорь Юргенс: ВСС достаточно плотно работал с минфином над этим законопроектом. Большинство наших предложений было учтено. Однако вопрос страховой суммы оказался одним из самых обсуждаемых среди страховщиков. При определении ее минимального уровня логично было бы учитывать несколько факторов. Например, страну посещения, цель и сроки поездки, стоимость медпомощи, которая может потребоваться, расходы на репатриацию останков в случае смерти туриста. Если речь идет о путешествии на Украину - это одна сумма, если о США - совсем другая. Мы полагаем, что страховка в два миллиона рублей для граждан, выезжающих в ближайшие страны с низкой стоимостью медицинских услуг, будет завышенной.

Даже в странах Шенгенского соглашения, где средняя стоимость медпомощи достаточно высока, есть требование о страховании на сумму, эквивалентную 30 000 евро - чуть больше 1,4 миллиона рублей. Но с учетом роста курса евро, возможно, для них это вполне адекватная сумма.

Есть и еще один важный момент: увеличение страховой суммы влечет увеличение страховой премии, которую турист должен заплатить страховой компании. В конечном итоге это приводит к удорожанию стоимости поездки. Так что в интересах туристов следовало бы установить минимальный порог страховой суммы в один миллион рублей, а затем использовать дифференцированный подход к размеру страховки в зависимости от страны пребывания.

Какой процент «диких» туристов покупают страховку?

Игорь Юргенс: Окончательных данных за прошедший год еще нет. По экспертным оценкам, количество застрахованных выезжавших за рубеж может составить более 18 миллионов человек. Выделить из их числа тех, кто путешествует самостоятельно, сложно. Но, исходя из общей тенденции увеличения доли самостоятельно путешествующих туристов и с учетом того, что большинство визовых стран предъявляют требования по наличию страхового полиса, можно говорить, что и число полисов, приобретенных самостоятельно, тоже растет.

Интересно, что в этом сегменте велика доля полисов, которые туристы приобретают через Интернет. Пока это не дает большой экономии в цене страхования. Но в дальнейшем, с развитием практики использования электронно-цифровой подписи, такая форма продаж, думаю, позволит туристам заметно экономить на покупке полисов.

У туристов возникают проблемы с получением выплат?

Игорь Юргенс: Обычно в ВСС туристы обращаются в крайнем случае. И такие обращения за последние годы единичны. Как правило, страховые компании стремятся сами решить возникающие проблемы.

За 2013 год, по предварительным данным, было выплачено почти два миллиарда рублей по страховым случаям, произошедшим с нашими туристами.

После неудач с российскими спутниками появилась идея страховать все космические запуски. Страховщики готовы?

Игорь Юргенс: Страхование, конечно, не панацея от космических неудач, но крайне важный механизм обеспечения защиты финансовых интересов государства. Сейчас запуски космических аппаратов по Федеральной космической программе России частично уже имеют страховую защиту. Например, такие научные аппараты, как «Ресурс-П», «Фотон», «Луч», МКА-ФКИ, «Электро-Л», «Метеор-М», «Гонцы», застрахованы в российских компаниях на этапах запуска и летных испытаний.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля