Финомбудсмен: получение излишней страховой премии в связи с неверным расчетом КБМ является неосновательным обогащением

Доводы страховщика о том, что перерасчет может быть произведен только во время действия договора ОСАГО, были признаны несостоятельными. Излишне уплаченная страховая премия подлежит возврату потребителю.

08:00
10

Об одном из таких случаев финомбудсмен рассказал в своём дневнике.

Купив новую машину, Иван К. не обратил внимание на стоимость полиса ОСАГО. И только через год, когда пришло время покупать новый полис, он понял, что переплатил.

Это произошло из-за ошибки в коэффициенте бонус-малус (КБМ), который напрямую влияет на размер страховой премии. За плечами Ивана К. были сотни тысяч километров и много лет безаварийного вождения, при этом в качестве коэффициента ему поставили не положенные 0,5, а 0,95, как неопытному водителю.

Пытаясь разобраться и вернуть излишне уплаченные средства, Иван К. обратился к страховщику. Однако ему отказали в возврате денег, сославшись на то, что срок действия договора уже истек.

Тогда Иван К. обратился к финансовому уполномоченному: он просил проверить правильность расчетов КБМ и действий страховой компании по применению коэффициента. Поскольку решение таких вопросов не входит в компетенцию финансового уполномоченного, обращение было перенаправлено в Банк России.

Из Банка России поступил ответ, что страховая компания неверно применила коэффициент 0,95 на момент заключения договора, что подтверждается сведениями из автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС ОСАГО). Получив разъяснения, Иван К. снова обратился к финансовому уполномоченному. Он просил взыскать со страховщика излишне уплаченные за полис средства, а также неустойку за несвоевременное исполнение законных требований.

Финансовый уполномоченный принял обращение к рассмотрению и вынес решение в пользу потребителя. Доводы страховщика о том, что перерасчет может быть произведен только во время действия договора, были признаны несостоятельными. Получение излишней страховой премии в связи с неверным расчетом КБМ является неосновательным обогащением и подлежит возврату потребителю, сообщает Служба финансового уполномоченного.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
10 комментариев
10 комментариев
  • Alusia
    09:42

    КБМ подтягивается автоматически. Если у человека слетел КБМ, может быть несколько причин:
    1. Не вписывался год и более в полисы
    2. Было дтп, где этот человек — виновник
    3. Есть полис, в котором применён меньший положенного КБМ.
    По третьему пункту вопрос: как? При вводе данных можно сделать ошибку в данных, тогда в РСА отразится другой водитель, откуда вытекает пункт 1. Либо ошибиться в дате рождения (а эта ошибка не видна).

    • Ресошка
      13:28

      Если кбм с 0,5 меняется на 0,95 — произошла ошибка в базе РСА. Последние 2 года встречаемся с этим сплошь и рядом. Рукозаднеприводные программисты из РСА доставляют много лет по этому вопросу. А также существует проблема дубля. ФИО и дата рождения одинаковы, также идет как один человек и кбм у них один на двоих. Система не разделяет этих людей. В принципе вопрос очень спорный кто и за что отвечает, но РСА у нас ни за что не отвечает.

      • Alusia
        13:53

        Ещё могу сказать, есть такая фишка у агентов: нужно вписать какого-нибудь водителя без скидок, стажа, возраста, они что делают — берут Васю Пупкина, вбивают, ставят замену всего, кроме даты рождения, и тянут Васины скидочки на другого человека. Соответственно, через год ни у кого из них скидок вообще не будет.

        • SergG
          20:39

          Поясните пжл, на примере, а то ничего не понятно.
          Например надо вписать Андреева Льва Ивановича. У него кбм 0,87.
          Как ему можно сделать другой кбм, с бОльшими скидками, если вписать другого человека?

      • SergG
        20:42

        Ресошка, поясните вашу мысль. Дубль Иванова ИИ от Иванова ИИ различается же номером водительских прав. И кбм у них соответственно разный по номеру прав, а не по дате рождения.
        Не понятно что имелось ввиду. Поясните свою мыслю пожалуйста.

        • Alusia
          08:26

          Смотрите: вы — агент, к Вам пришёл клиент с вопросом вписания какого-нибудь Турсунбека, ему 18, месяц назад получил ВУ, соответственно, сумма будет гигантская и без согласования не пройдёт. Время 20:00, андер уже давно дома, согласовывать никто не будет. Вы берёте и вбиваете полностью Васю Пупкина, а потом ставите отметку, что он поменял не только ВУ, но и ФИО. Дата рождения остаётся прежней т.к к ней тоже идёт привязка. Вот так Вася стал Турсунбеком со скидками.

        • SergG
          12:59

          Не знал про такое. Спасибо за агентские премудрости.

  • DenisN
    14:38

    Дело было наверняка совсем не так. Человек поменял водительское удостоверение, в страховую (в действующий полис) изменения не вносил. А потом (сказано) покупает новую машину. А в автосалоне у него ни кто и спрашивать не будет, менял он права или нет, почему скидки нет. Взяли денег и отправили человека. А тот на радостях от новой машины и не смотрит уже на цену страховки и кбм. А потом конечно, еще и на агентов ругаются, что они химичат.

    • Alusia
      14:44

      О! Кстати, тоже забыла этот момент.

    • Ресошка
      15:25

      «За плечами Ивана К. были сотни тысяч километров и много лет безаварийного вождения, при этом в качестве коэффициента ему поставили не положенные 0,5, а 0,95, как неопытному водителю.» — На момент спорной ситуации у него уже был кбм 0,95. Либо он еще до этого застраховался с кбм 1 и 2 года у него КБМ был рассчитан не верно. И данный господин спохватился на 3 год)

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля