ЦБ намерен комплексно бороться с негативными практиками притеснения заёмщиков при страховании их жизни

Банк России фиксирует снижение уровня выплат по полисам страхования жизни заёмщиков, показатель достиг уровня 5% по итогам 2020 г. в сравнении с 48% в среднем по другим видам добровольного страхования.

18:00
Такие данные привел в пятницу руководитель департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния, выступая на «круглом столе» в рамках Международного банковского форума в Сочи, пишет портал «Финмаркет».

По словам Габунии, регулятора также «смущает чрезвычайно высокий уровень отказов в выплатах» в этой линии бизнеса, который «достигает 41%, что в десятки раз выше, чем по ряду других видов добровольного страхования».

«Низкий уровень выплат как минимум показывает, что потребитель купил продукт защиты по очень высокой цене — отметил Габуния. — Объёмы премий по страхованию жизни заёмщиков растут вместе с объемом потебкредитования, потенциал у таких продуктов хороший, в прошлом году такие премии составили 195 млрд р. Обладатель полиса уверен, что получил хорошую защиту на случай наступления неблагоприятных событий, что заем будет погашен страховщиком». Но так не всегда происходит. Случается, что человек приобрёл дорогой полис, который не отвечает его ожиданиям.

Габуния обратил внимание, что в большинстве случаев «отказы в выплатах происходят из-за большого количества исключений в покрытии полиса. Если мы видим 30 изъятий из покрытия по полису, 16 из которых приходится на топ-10 основных заболеваний, от которых люди по статистике чаще умирают, вероятность того, что страховка будет работать, а человек, ее купивший, ей воспользуется, — сильно снижается. Так страховые компании управляют своими рисками. Но это приводит к разочарованию потребителей».

К этому можно добавить практики неэффективного страхования средств на банковских картах (такие полисы предлагаются банками при кредитовании и отдельно), где «покрытие уже, чем по закону сам банк несет ответственность, безо всяких страховок», сказал он.

Представитель регулятора подчеркнул, что с негативными практиками ЦБ намерен бороться комплексно. Меры, которые уже были приняты законодателем для защиты страхователей при потребкредитовании, участники рынка научились обходить.

«Законом вводились различные «периоды охлаждения», дана возможность клиенту вернуть часть премии при досрочном погашении займа, но и здесь рынок быстро подстраивался. Теперь в рамках договора нередко страхуется некий набор дополнительных рисков, которые никак не связаны с самим займом, не влияют на процентную ставку по кредиту. Свежий пример: заёмщик хотел вернуть часть премии при досрочном погашении кредита, стоимость страхования жизни по полису — 30 тыс. р., и в нем дополнительных рисков — на 130 тыс. р. При досрочном погашении займа расчет возврата части премии велся, исходя из 30 тыс. р., остальная часть в расчет не включалась, к возврату потребителю было начислено около 1% страховой премии», — развил тему Габуния.

При этом, подчеркнул он, «львиная доля полученной по заключенным договорам страхования жизни заёмщиков премий уходит банкам в качестве выплаченных страховщиками комиссий, а «имиджевые потери большей частью ложатся на страховые компании».
«Зачем на страховом рынке мы это делаем? Ущерб, который мы себе наносим, — колоссальный, и он связан с потерей доверия клиентов, выгода — 4 копейки, все остальное достается банкам. Неужели результат стоит того? Смысл этой бизнес-идеи непонятен», — отметил Габуния.

«Устранив негативные практики в страховании рисков заёмщиков, мы получим некоторое снижение показателя премий в абсолютном выражении, но больше премий будет оставаться у страховых компаний, что улучшит ситуацию с выплатами», — предположил Габуния результат введения минимальных требований к наполнению полисов по страхованию жизни и искоренения негативных практик.

Глава департамента страхового рынка ЦБ признал наличие хороших программ страхования заёмщиков в сфере банкострахования у ведущих игроков. Однако компании, их предлагающие, «оказываются в неравных конкурентных условиях» с авторами минималистских в покрытии программ — более дешёвых, но вводящих потребителей в заблуждение, пишет «Финмаркет».
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля