ВСС ужесточил требования к эффективности страхнадзора

В новой версии предложений ВСС по оценке эффективности работы СБРФР многие из них стали конкретнее и жестче. Так, в 2018 г. потери клиентов компании, ушедшей с рынка, не должны превышать 5% от общей суммы ее обязательств, а к 2020 г. каско должны страховать не менее 70% автовладельцев.

08:54
16
Сегодня ВСС представит руководителю СБРФР набор жестких показателей, по которым предлагается оценивать эффективность страхнадзора.
Сегодня предложения по оценке эффективности страхнадзора должны быть представлены руководителю СБРФР Сергею Швецову президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС) на стратегической сессии «Ориентиры политики в области регулирования финансового рынка». В письме ВСС, разосланном вчера членам союза (есть у АСН) отмечается, что предлагаемые ВСС показатели носят «ориентировочный характер и в дальнейшем будут откорректированы при взаимодействии со Службой Банка России по финансовым рынкам».

Как уже сообщало АСН, предложения ВСС касаются трех основных целей регулятора:
  • регулирование и надзор за участниками страхового рынка;
  • развитие страхового рынка;
  • защита прав потребителей страховых услуг.
Цель № 1: регулирование и надзор

Наиболее важными задачами в сфере регулирования и надзора ВСС считает передачу оптимального объема полномочий на уровень саморегулирования, минимизацию «серых» схем на рынке, введение актуарного аудита, раннее обнаружение ухудшения финансового состояния страховых компаний и установление жестких сроков финансового оздоровления.

Некоторые ключевые показатели работы СБРФР стали жестче, чем в первой версии предложений. Так, СБРФР должна добиться, чтобы финансовые проблемы страховщиков в 90% случаев своевременно выявлялись уже к 2018 г. (в первой версии – в 80% к 2020 г.), а объем потерь клиентов страховщика при его банкротстве не превышал бы 5% от суммы его обязательств (новый показатель). Кроме того, к 2015 г. не должно остаться ни одного случая неплатежеспособности системно значимых компаний. Средний размер комиссионного вознаграждения агенту, по мнению ВСС, к 2018 г. не должен выходить за пределы 20% от премии.

Ключевые показатели эффективности (КПЭ) регулирования и надзора

КПЭ Значение
1 Количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика Более 90% случаев к 2018 г.
2 Объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве Менее 5% от обязательств с учетом выплат из гарантийных фондов к 2018 г.
3 Доля активов высокого уровня надежности и ликвидности (в том числе на основе рейтингов и оценки уровня ликвидности) Более 90% активов рынка к 2018 г.
4 Значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто с учетом изменения расчета резервов в среднем по рынку Менее 105% к 2018 г.
5 Адекватность сформированных страховых резервов (по данным отчетов актуариев) К 2018 г. у 95% страховщиков резервы оцениваются как адекватные
6 Доля «неклассического» (в т.ч. налогооптимизирующего) страхования в общих объемах рынка Не более 10% к 2018 г. (по независимой экспертной оценке)
7 Наличие у участников рынка проработанных качественных стратегий развития Не менее 95% от числа участников к 2018 г.
8 Случаи неплатежеспособности системно значимых компаний Отсутствуют после 2014 г.
9 Доля «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований Не более 5% к 2018 г.
10 Средний размер комиссионного вознаграждения Агенты – не более 20%, все посредники – не более 25% к 2018 г.
11 Внедренная система электронного документооборота с регулятором Не менее 95% от числа участников к 2018 г.

Цель № 2: развитие страхового рынка

Наиболее важными показателями работы над развитием страхового рынка, с точки зрения ВСС, являются рост доли выплат страховщиков в сумме общего ущерба от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий, рост объемов и доли страхования жизни, четкое определение ключевых страховых понятий, а также разработка и принятие стандартных правил страхования и страховых продуктов.

По мнению ВСС, доля граждан, пользующихся услугами страховщиков, к 2020 г. не должна быть меньше 60%. При этом каско к этому времени должны застраховать не менее 70% автовладельцев. Также страхованием должно быть охвачено не менее 70% квартирного фонда, а страховая премия на душу населения должна составлять 20 тыс. р. Доля страхования жизни в общем объеме собираемой премии к 2020 г. не должна быть меньше 30%. При этом основная ее часть (более 70%) должна приходиться на «некредитное» страхование. Кроме того, к 2020 г. страховщики должны покрывать не менее 50% убытков от стихийных бедствий и катастроф.

КПЭ развития страхового рынка

КПЭ Значение
1 Доля страховых премий в ВВП Более 4% к 2020 г.
2 Доля страхования жизни в общей страховой премии Более 40% к 2020 г.
3 Доля добровольного страхования в общей премии Более 90% к 2020 г.
4 Страховая премия на душу населения Более 20 тыс. р. к 2020 г.
5 Доля домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием Более 70% к 2020 г.
6 Доля квартирного фонда, охваченного страхованием Более 70% к 2020 г.
7 Доля автовладельцев, имеющих полис автокаско Более 70% к 2020 г.
8 Доля граждан, пользующихся страховыми услугами:  
  с учетом ОМС Более 98% к 2020 г.
  без учета ОМС Более 60% к 2020 г.
9 Доля граждан, пользующихся двумя и более страховыми услугами (не считая ОМС) Более 40% к 2020 г.
10 Доля страхования жизни в общей премии Не менее 30% к 2020 г.
11 Доля «некредитного» страхования жизни в общей премии по страхованию жизни Не менее 70% к 2020 г.
12 Число судебных и досудебных разбирательств, связанных с несовершенством страхового законодательства Не более 5% от общего числа к 2018 г.
13 Средняя доля расходов на ведение дела страховых компаний Менее 30% к 2020 г.
14 Доля страховых выплат в покрытии ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф Не менее 50% к 2020 г.
15 Доля «прямых продаж» (call-центр, интернет, мобильные продажи) в общей премии по страхованию физлиц Не менее 20% к 2018 г.

Цель № 3: защита потребителей страховых услуг

Наиболее важные задачи в сфере защиты потребителей страховых услуг – это унификация страховой терминологии и утверждение стандартных правил страхования, стандартизация раскрытия информации страховщиками, развитие института страхового омбудсмена и третейских судов.

По мнению ВСС, цель можно считать достигнутой, если к 2018 г. доля судебных разбирательств по страховым спорам в общем объеме судебных споров не будет превышать 30%, а половина всех страховых споров будет урегулироваться вне суда. Кроме того, граждане должны начать активно пользоваться франшизой: доля договоров с франшизой к 2020 г. не должна быть меньше 20%.

КПЭ защиты потребителей страховых услуг

КПЭ Значение
1 Число судебных разбирательств по страховой тематике Не более 30% от общего числа гражданских судебных разбирательств к 2018 г.
2 Число судебных / досудебных разбирательств страхователей (выгодоприобретателей), связанных с их недостаточной информированностью Не более 10% от общего числа судов по страховым вопросам
3 Доля внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров Более 50% к 2020 г.
4 Уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (по опросам по всероссийской выборке) Более 60% к 2020 г.
5 Наличие и использование унифицированных правил и продуктов 100% компаний к 2018 г.
6 Наличие полноценного интернет-сайта с раскрытием необходимой информации 100% компаний к 2018 г.
7 Доля досудебных решений (омбудсмен и третейский суд) Не менее 80%
8 Доля страховых продуктов для физлиц с франшизой Не менее 20% от общего объема продаж страховых услуг физлицам к 2018 г.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
16 комментариев
16 комментариев
  • Алексей Трутов
    09:38

    Цели крутые, но, по крайней мере, это не Оливеро-Вайменовские «стратегические» идеи, обошедшиеся рынку в лям баксов.

  • Урегулировщик
    10:01

    Что-то меня опять не покидает ощущение очередной совместной показухи… Придумали кучу критериев, поставили планки и теперь будут раздавать флажки тем, кто допрыгнул…
    Чтобы на рынке не было повторений банкротств, таких как с «рострой», в первую очередь нужно не допускать на страховой рынок людей, которые руководили или владели этими компаниями. Нужно плотнее общаться со Страховщиками, а не смотреть на них «свысока надзорного органа». Регулирование это не «битье палками по голове того, кто упал», а понимание проблем и помощь в их решении.
    Пока работу сотрудников надзорных органов будут оценивать по количеству выданных предписаний, никаких изменений не произойдет.

  • Ведьма из Блэр
    10:14

    Интересно, как можно заставить страховщиков за четыре года увеличить прямые продажи в четыре раза? При том, что маловероятно, что такие продажи станет дешевле развивать, чем сейчас, а сейчас они обходятся дороже агентсских?

  • Юрий М
    11:40

    Еще бы рядом стояли текущие цифры, была бы лучше видна пропасть между ними.

  • vrednyi_den
    12:37

    Картинка зачетная!

  • Виктор Орлов
    13:57

    2 — Доля страхования жизни в общей страховой премии — Более 40% к 2020 г.
    10 — Доля страхования жизни в общей премии — Не менее 30% к 2020 г.

    Пункт 10 для тех кто не понял пункт 2, или «общая страховая премия» и «общая премия» имеют разную структуру?

    • Мартьянов Андрей
      15:14

      Думается мне, что тут заложен смысл кв по страхованию жизни, если не прав то поправьте

      • Виктор Орлов
        16:17

        Андрей, из представленных формулировок пп. 2 и 10 совершенно не понятно, что имеется ввиду.

        Но вообще… Я тут перевел проценты в реальные цифры с учетом прогноза МЭР по ВВП на 2020 год. И это… впечатляет. Жаль, нельзя выложить таблицу. Особенно впечатляют жизнь и обязательные виды.

        • Мартьянов Андрей
          16:24

          Виктор дело в том, что из этих формулировок следует именно то, что я думаю. Если у Вас есть иные формулировки то представьте их. По моему по моим соображениям это так и есть.

  • spect
    18:10

    По Цели №2:
    все лишь 2020г., а как насчет промежуточных показателей, напр, на 2015? (не говоря уже о ежегодных… ). Или впервые с СБРФР о достижении Цели №2 можно спросить лишь в 2020??
    А что будет, если каких-либо из этих заманчивых показателей достичь не удастся? Глава СБРФР в отставку подаст? Неясно…
    Вообще, если сравнить КПЭ Цели №2 и Цели №3 — все очень похоже, и все больше относится к страхователям;
    а для достижения Цели №2 разве не должен мегарегулятор что-ниб предпринять и для страховщиков? какие-ниб инициативы законодательные антимошеннические?
    Ведь страховой рынок не может состоять из одних страхователей…

    Что касается представленных формулировок «2» и «10», то разница неясна, и такая ситуация свидетельствует лишь о сырости этого документа.

    • Виктор Орлов
      08:01

      Если цель №2 монетизировать, по выходит, что к 2020 году рынок страхования жизни должен вырасти в 42 раза. Это при предположении, что доля ВПП в ВВП будет 4%, и сценарий №2 МЭР в отношении ВВП. 2,3 триллиона рублей. Из них 1,6 — некредитная жизнь (цель 11). Утопия какая-то…

  • Konstantin
    00:36

    ВСС ~ 1/3 российских страховщиков. А что думают о требованиях к регулятору остальные 2/3 страховщиков? Или их мнение не интересно? Или они относятся к участникам с «не проработанными качественными стратегиями развития» или находятся в «доле «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований»? И поэтому регулятору не интересны?!

  • совсем мимо шел
    11:16

    И обязательный русско-русский словарь, проходжение хотя бы ЕГЭ по русскому языку при трудоустройстве. Получить запрос от регулятора с текстом:

    Колличество предъявленных субрагационных и регресных требований

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля