Как уже сообщало АСН, предложения ВСС касаются трех основных целей регулятора:
- регулирование и надзор за участниками страхового рынка;
- развитие страхового рынка;
- защита прав потребителей страховых услуг.
Наиболее важными задачами в сфере регулирования и надзора ВСС считает передачу оптимального объема полномочий на уровень саморегулирования, минимизацию «серых» схем на рынке, введение актуарного аудита, раннее обнаружение ухудшения финансового состояния страховых компаний и установление жестких сроков финансового оздоровления.
Некоторые ключевые показатели работы СБРФР стали жестче, чем в первой версии предложений. Так, СБРФР должна добиться, чтобы финансовые проблемы страховщиков в 90% случаев своевременно выявлялись уже к 2018 г. (в первой версии – в 80% к 2020 г.), а объем потерь клиентов страховщика при его банкротстве не превышал бы 5% от суммы его обязательств (новый показатель). Кроме того, к 2015 г. не должно остаться ни одного случая неплатежеспособности системно значимых компаний. Средний размер комиссионного вознаграждения агенту, по мнению ВСС, к 2018 г. не должен выходить за пределы 20% от премии.
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) регулирования и надзора
№ | КПЭ | Значение |
1 | Количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика | Более 90% случаев к 2018 г. |
2 | Объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве | Менее 5% от обязательств с учетом выплат из гарантийных фондов к 2018 г. |
3 | Доля активов высокого уровня надежности и ликвидности (в том числе на основе рейтингов и оценки уровня ликвидности) | Более 90% активов рынка к 2018 г. |
4 | Значение комбинированного коэффициента убыточности-нетто с учетом изменения расчета резервов в среднем по рынку | Менее 105% к 2018 г. |
5 | Адекватность сформированных страховых резервов (по данным отчетов актуариев) | К 2018 г. у 95% страховщиков резервы оцениваются как адекватные |
6 | Доля «неклассического» (в т.ч. налогооптимизирующего) страхования в общих объемах рынка | Не более 10% к 2018 г. (по независимой экспертной оценке) |
7 | Наличие у участников рынка проработанных качественных стратегий развития | Не менее 95% от числа участников к 2018 г. |
8 | Случаи неплатежеспособности системно значимых компаний | Отсутствуют после 2014 г. |
9 | Доля «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований | Не более 5% к 2018 г. |
10 | Средний размер комиссионного вознаграждения | Агенты – не более 20%, все посредники – не более 25% к 2018 г. |
11 | Внедренная система электронного документооборота с регулятором | Не менее 95% от числа участников к 2018 г. |
Цель № 2: развитие страхового рынка
Наиболее важными показателями работы над развитием страхового рынка, с точки зрения ВСС, являются рост доли выплат страховщиков в сумме общего ущерба от стихийных бедствий, техногенных катастроф и аварий, рост объемов и доли страхования жизни, четкое определение ключевых страховых понятий, а также разработка и принятие стандартных правил страхования и страховых продуктов.
По мнению ВСС, доля граждан, пользующихся услугами страховщиков, к 2020 г. не должна быть меньше 60%. При этом каско к этому времени должны застраховать не менее 70% автовладельцев. Также страхованием должно быть охвачено не менее 70% квартирного фонда, а страховая премия на душу населения должна составлять 20 тыс. р. Доля страхования жизни в общем объеме собираемой премии к 2020 г. не должна быть меньше 30%. При этом основная ее часть (более 70%) должна приходиться на «некредитное» страхование. Кроме того, к 2020 г. страховщики должны покрывать не менее 50% убытков от стихийных бедствий и катастроф.
КПЭ развития страхового рынка
№ | КПЭ | Значение |
1 | Доля страховых премий в ВВП | Более 4% к 2020 г. |
2 | Доля страхования жизни в общей страховой премии | Более 40% к 2020 г. |
3 | Доля добровольного страхования в общей премии | Более 90% к 2020 г. |
4 | Страховая премия на душу населения | Более 20 тыс. р. к 2020 г. |
5 | Доля домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием | Более 70% к 2020 г. |
6 | Доля квартирного фонда, охваченного страхованием | Более 70% к 2020 г. |
7 | Доля автовладельцев, имеющих полис автокаско | Более 70% к 2020 г. |
8 | Доля граждан, пользующихся страховыми услугами: | |
с учетом ОМС | Более 98% к 2020 г. | |
без учета ОМС | Более 60% к 2020 г. | |
9 | Доля граждан, пользующихся двумя и более страховыми услугами (не считая ОМС) | Более 40% к 2020 г. |
10 | Доля страхования жизни в общей премии | Не менее 30% к 2020 г. |
11 | Доля «некредитного» страхования жизни в общей премии по страхованию жизни | Не менее 70% к 2020 г. |
12 | Число судебных и досудебных разбирательств, связанных с несовершенством страхового законодательства | Не более 5% от общего числа к 2018 г. |
13 | Средняя доля расходов на ведение дела страховых компаний | Менее 30% к 2020 г. |
14 | Доля страховых выплат в покрытии ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф | Не менее 50% к 2020 г. |
15 | Доля «прямых продаж» (call-центр, интернет, мобильные продажи) в общей премии по страхованию физлиц | Не менее 20% к 2018 г. |
Цель № 3: защита потребителей страховых услуг
Наиболее важные задачи в сфере защиты потребителей страховых услуг – это унификация страховой терминологии и утверждение стандартных правил страхования, стандартизация раскрытия информации страховщиками, развитие института страхового омбудсмена и третейских судов.
По мнению ВСС, цель можно считать достигнутой, если к 2018 г. доля судебных разбирательств по страховым спорам в общем объеме судебных споров не будет превышать 30%, а половина всех страховых споров будет урегулироваться вне суда. Кроме того, граждане должны начать активно пользоваться франшизой: доля договоров с франшизой к 2020 г. не должна быть меньше 20%.
КПЭ защиты потребителей страховых услуг
№ | КПЭ | Значение |
1 | Число судебных разбирательств по страховой тематике | Не более 30% от общего числа гражданских судебных разбирательств к 2018 г. |
2 | Число судебных / досудебных разбирательств страхователей (выгодоприобретателей), связанных с их недостаточной информированностью | Не более 10% от общего числа судов по страховым вопросам |
3 | Доля внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров | Более 50% к 2020 г. |
4 | Уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (по опросам по всероссийской выборке) | Более 60% к 2020 г. |
5 | Наличие и использование унифицированных правил и продуктов | 100% компаний к 2018 г. |
6 | Наличие полноценного интернет-сайта с раскрытием необходимой информации | 100% компаний к 2018 г. |
7 | Доля досудебных решений (омбудсмен и третейский суд) | Не менее 80% |
8 | Доля страховых продуктов для физлиц с франшизой | Не менее 20% от общего объема продаж страховых услуг физлицам к 2018 г. |
Цели крутые, но, по крайней мере, это не Оливеро-Вайменовские «стратегические» идеи, обошедшиеся рынку в лям баксов.
Алексей, где можно посмотреть документ Oliver Wyman?
Что-то меня опять не покидает ощущение очередной совместной показухи… Придумали кучу критериев, поставили планки и теперь будут раздавать флажки тем, кто допрыгнул…
Чтобы на рынке не было повторений банкротств, таких как с «рострой», в первую очередь нужно не допускать на страховой рынок людей, которые руководили или владели этими компаниями. Нужно плотнее общаться со Страховщиками, а не смотреть на них «свысока надзорного органа». Регулирование это не «битье палками по голове того, кто упал», а понимание проблем и помощь в их решении.
Пока работу сотрудников надзорных органов будут оценивать по количеству выданных предписаний, никаких изменений не произойдет.
Интересно, как можно заставить страховщиков за четыре года увеличить прямые продажи в четыре раза? При том, что маловероятно, что такие продажи станет дешевле развивать, чем сейчас, а сейчас они обходятся дороже агентсских?
Наверно насмотрелись на опыт ВТБ и думают, что такими ресурсами обладают все
Еще бы рядом стояли текущие цифры, была бы лучше видна пропасть между ними.
Картинка зачетная!
2 — Доля страхования жизни в общей страховой премии — Более 40% к 2020 г.
10 — Доля страхования жизни в общей премии — Не менее 30% к 2020 г.
Пункт 10 для тех кто не понял пункт 2, или «общая страховая премия» и «общая премия» имеют разную структуру?
Думается мне, что тут заложен смысл кв по страхованию жизни, если не прав то поправьте
Андрей, из представленных формулировок пп. 2 и 10 совершенно не понятно, что имеется ввиду.
Но вообще… Я тут перевел проценты в реальные цифры с учетом прогноза МЭР по ВВП на 2020 год. И это… впечатляет. Жаль, нельзя выложить таблицу. Особенно впечатляют жизнь и обязательные виды.
Виктор дело в том, что из этих формулировок следует именно то, что я думаю. Если у Вас есть иные формулировки то представьте их. По моему по моим соображениям это так и есть.
По Цели №2:
все лишь 2020г., а как насчет промежуточных показателей, напр, на 2015? (не говоря уже о ежегодных… ). Или впервые с СБРФР о достижении Цели №2 можно спросить лишь в 2020??
А что будет, если каких-либо из этих заманчивых показателей достичь не удастся? Глава СБРФР в отставку подаст? Неясно…
Вообще, если сравнить КПЭ Цели №2 и Цели №3 — все очень похоже, и все больше относится к страхователям;
а для достижения Цели №2 разве не должен мегарегулятор что-ниб предпринять и для страховщиков? какие-ниб инициативы законодательные антимошеннические?
Ведь страховой рынок не может состоять из одних страхователей…
Что касается представленных формулировок «2» и «10», то разница неясна, и такая ситуация свидетельствует лишь о сырости этого документа.
Если цель №2 монетизировать, по выходит, что к 2020 году рынок страхования жизни должен вырасти в 42 раза. Это при предположении, что доля ВПП в ВВП будет 4%, и сценарий №2 МЭР в отношении ВВП. 2,3 триллиона рублей. Из них 1,6 — некредитная жизнь (цель 11). Утопия какая-то…
ВСС ~ 1/3 российских страховщиков. А что думают о требованиях к регулятору остальные 2/3 страховщиков? Или их мнение не интересно? Или они относятся к участникам с «не проработанными качественными стратегиями развития» или находятся в «доле «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований»? И поэтому регулятору не интересны?!
И обязательный русско-русский словарь, проходжение хотя бы ЕГЭ по русскому языку при трудоустройстве. Получить запрос от регулятора с текстом:
*прохождение волновался очень
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах