Невооруженным глазом видно: врачи денег хотят

Очень интересная ситуация сложилась в офтальмологии. Недавняя проверка в этой сфере медицины показала: в Татарстане все чаще стали направлять больных без должных оснований из муниципальных клиник в коммерческие, навязывать пациентам платные услуги и назначать не требующиеся дорогостоящие исследования.

09:30
Вечерняя Казань

В документах проверки фигурируют фамилии врачей, которые работают одновременно в муниципальных и коммерческих учреждениях здравоохранения, и адреса клиник, куда они сами к себе перенаправляют поток пациентов. При этом специалистов в коммерческих офтальмологических клиниках и диагностических центрах хватает, а вот штаты государственных поликлиник офтальмологами не укомплектованы - не редкость, когда офтальмолог в госучреждении работает на 0,25 ставки.

Более 55 процентов пациентов, поступающих в операционные офтальмологических клиник, - люди старшего возраста с диагнозом "катаракта", в очереди на операцию стоят 8 тыс. человек. Как пояснила в телефонном разговоре корреспонденту "ВК" замруководителя Управления Росздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова, целью проверки было установить доступность именно этого вида помощи: "Население республики стареет, поэтому число нуждающихся в ней будет расти...". По ее словам, с развитием современных методов диагностики и лечения оперировать катаракту стали намного чаще. А у самих пациентов появился выбор. Либо вернуть зрение бесплатно, то есть по полису обязательного медицинского страхования (ОМС), но ожидать операции от 4 до 8 месяцев и получить во всех отношениях "бюджетный" искусственный хрусталик. Либо уплатить за хрусталик, в зависимости от страны-изготовителя, от 5 до 40 тысяч рублей и исправить зрение за считаные дни. Ждать операции, подчеркнула она, не вредно: после нее зрение в любом случае восстанавливается.

Шайхутдинова обрисовала сложившуюся ситуацию в нейтральном тоне:

- Частники берут на себя часть нагрузки. Что же касается платных обследований, то городские поликлиники недостаточно хорошо оснащены, а врачи, и я их хорошо понимаю, хотят перед операцией иметь максимально полную информацию о пациенте.

Более резко проблемы офтальмологии обозначил начальник отдела кабмина по вопросам здравоохранения Борис Менделевич:

- Границы между платными и бесплатными медицинскими услугами очень размыты, так как на федеральном уровне отсутствуют четкие стандарты. По сути, правила игры не установлены. Мы ждем нового закона об ОМС, а пока боремся с навязыванием платных услуг. К примеру, существует приказ Минздрава РТ, согласно которому пациент, соглашаясь на предлагаемые ему в муниципальном учреждении здравоохранения платные услуги, обязательно подписывает договор, где указано, что от имеющейся бесплатной альтернативы он сам отказался либо что на бесплатной основе эта услуга в данном учреждении не предоставляется.

Менделевич говорит, что низкая оплата труда в государственных клиниках закономерно привела к тому, что врачи совмещают работу в них с работой в коммерческих учреждениях, и у них вполне естественно возникает соблазн переправить пациента туда, где за его лечение они получат больше денег. "В Турции, например, эту проблему решили, законодательно запретив такое совместительство, - заметил он, - но у нас такой закон был бы преждевременным". По его мнению, сегодня актуальнее развитие новых правовых форм организации госучреждений, например, автономных, где главврач вправе сам распределять фонд зарплаты, чтобы привлечь специалистов. Что касается норм укомплектованности штатов, то Борис Менделевич считает, что они могли и устареть на фоне далеко шагнувшей вперед техники и технологии:

- Операции делаются очень быстро, клиники превращаются в "стационары одного дня". Может, столько врачей, как прежде, просто уже не нужно? Нормативы надо соизмерять с сегодняшними реалиями.

А вот то, что доктора завышают объем рекомендуемых перед операцией исследований, по мнению Менделевича, теоретически вполне можно допустить: "Особенно если эти исследования проводятся на платной основе. Это естественно, все мы - люди...". Но против направлений, которые пачками выдают в платные диагностические центры специалисты бесплатных поликлиник, он смог предложить лишь один способ, который годится, увы, не для всех:

- Должны работать страховые компании, проводить экспертизу обоснованности назначения дорогостоящих исследований и лекарств.

- Но страховщики проводят ее, только если оплачивают эти исследования и препараты по страховке, которую еще надо купить, - возразила корреспондент "ВК".

- А почему бы пациенту не застраховаться добровольно? Во многих странах, где на обязательное медицинское страхование тратятся куда большие, чем в России, деньги, люди параллельно заключают договоры добровольного медстрахования. С чего-то надо начинать!

Минус этого предложения только в одном - не всякому пенсионеру или бюджетнику по карману купить подобный полис.

...Описывая сложившуюся в татарстанской медицине ситуацию, Любовь Шайхутдинова и Борис Менделевич мало обращались к полученным в ходе проверки цифрам и фактам. Зная, что данные проверки поступили к помощнику президента РТ Татьяне Ларионовой, корреспондент "ВК" ообратилась к ней. Однако Татьяна Петровна передала через секретаря: говорить об этом она пока не готова.

Инна СЕРОВА

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля