Герой дня: Александр Григорьев

Готовь телегу зимой – явно этот старинный принцип русского крестьянства не относится к агрострахованию. Вопрос, обсуждаемый десяток лет – страховать и как страховать сельский бизнес – не теряет актуальности, потому что не решен до сих пор. Своими взглядами на развитие российского страхования в контексте означенных процессов делится генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» Александр Григорьев.

14:05
National Business
NBRussia.com: С августовской встречи Президента с представителями страхового рынка прошло уже достаточно много времени. У многих экспертов сложилось мнение, что результатов и реальных конструктивных шагов по развитию страхового рынка она так и не повлекла, поручения Президента остались невыполненными. Вы не согласны с таким мнением?

Александр Григорьев: Могу согласиться с тем, что реальных конкретных результатов действительно пока нет. Особенно заметно это на примере того, как рассеялась активность по противопожарному страхованию. На последнем заседании президиума ВСС обсуждалось, что Союз не очень представляет, где сейчас находится законопроект - он застрял где-то в недрах министерств или аппарата правительства.

На встрече с министром финансов Алексеем Кудриным президент ВСС Андрей Кигим задал вопрос, где находится этот законопроект и кто им занимается, но ответ до сих пор неизвестен. Кстати, это касается не только пожаров, сейчас вообще стало трудно следить за новациями – время от времени где-то проскакивают какие-то проекты, явно новые, но совершенно непонятно, кто их предлагает и продвигает.

NBRussia.com: Что можно сказать об исполнении поручений в сфере сельскохозяйственного страхования?

Александр Григорьев: На встрече с Президентом мы, как страховщики, говорили об одном, а Минсельхоз и Минфин стали делать совершенно другое. Образовавшийся в результате их активности законопроект прошел первое чтение в Думе и сейчас готовится ко второму.

В рамках поставленной Президентом задачи обеспечить 85-90%-ное покрытие посевных площадей страхованием (или даже довести его до 100%) ничего не выполнено.

Закон, который сейчас обсуждается, не позволяет решить эту задачу ни в каком формате. И более того, из выделяемых Минфином в этом году 5 миллиардов рублей, Минсельхоз планирует 1 миллиард, т.е. 20% выделить на Чувашию, по которой, кстати, совсем недавно уже вышли данные Счетной палаты РФ о выявленных в предыдущие годы хищениях и были заведены уголовные дела. И это мы называем выполнением поручений Президента? На мой взгляд, это просто безобразие.

NBRussia.com: То есть Вы являетесь противником этого законопроекта?

Александр Григорьев: Да. То, что сейчас по сельскохозяйственному страхованию мы имеем полное разочарование, во многом, является следствием того, что Минсельхоз и Правительство не хотят принять одно главное решение – страхование в сельском хозяйстве должно стать реальным и служить населению, сельхозпроизводителям, стране, а не отдельным группам чиновников и депутатов, которые лоббируют свои меркантильные интересы. Но наше мнение, к сожалению, не слышат.

Развитие ситуации в 2011 году ничего хорошего не предвещает, и я мрачно смотрю на перспективы экономики. Россия получит тактический выигрыш за счет притока нефтедолларов, но стратегически опять возникнет ситуация «голландской болезни», так как внутренний спрос не растет и основные структурные проблемы экономики не решены

В рамках НСА сейчас идет дискуссия по законопроекту. Многие страховщики говорят: «Закон – это хорошо, если его примут, мы получим 5 миллиардов».

Но ровно через год, когда Президент и Премьер спросят: «Вот, 5 миллиардов вами получено, а где 100%-ное покрытие и почему не выплачиваются убытки сельхозпроизводителям?» - что мы на это ответим? Что закон был плохой, что было допущено слишком много неточностей?

Тогда это будет уже поздно говорить, раз деньги получены – надо делать выплаты. И самое главное - а что от этого законопроекта выиграют сельхозпроизводители? Ничего. Они по-прежнему будут говорить, что сельхозстрахование - плохое, потому что им выплачивается только некоторая часть ущерба (а ведь именно это и заложено в законе). Что это за страховой продукт, где изначально говорится, что в случае убытка мы оплатим 25-50% от ущерба?

Нельзя подменять понятия и «талдычить» слова «У нас поручения Президента и Премьера», чтобы под этим предлогом продолжать «распиливать» государственные деньги.

Кроме этого, отдельные позиции предлагаемого Закона выглядят, ну как минимум, как «стеб» над поручением Президента, а представитель Минсельхоза на слушаниях в Госдуме по проекту Закона договорился до того, что «из-за отзыва лицензий у 7-ми страховщиков – «схемотехников» оказывается повысился страховой тариф на сельхозстрахование», а это уже прямая фальсификация фактов и уж очень напоминает сознательное искажение действительности для продавливания нужного Закона.

Риск, как показало прошлое лето, очень реален.

Даже если лето 2011 года не будет такое же жаркое, то последствия событий 2010 года (например - иссушение почв) будут сказываться и в этом году, и в следующем, поскольку почвы имеют 2-3-летний цикл восстановления.

К вопросам погодных бедствий и климатических явлений вообще нужно подходить очень осторожно. Я уже говорил о влиянии отхода Гольфстрима от Европы, с точки зрения реальных климатических изменений. Зимой 2010-2011 гг. в Европе были аномально сильные снегопады, климат там становится более резким. У нас – более засушливым.

Очевидно, что происходит так называемое геоструктурное изменение климатических зон.
Очень важно, что думают по этому поводу мировые лидеры профессионального перестрахования. Например, Munich Re подготовило и выпустило свой анализ, в котором указывается на изменения климатических зон и изменение рискового профиля отдельных стран.

Страховщики думают об этой ситуации и понимают, что нельзя опираться на расчеты, которые были в прошлом. Риски меняются и к этому надо быть готовыми и оценивать наступление новых факторов риска.

NBRussia.com: Как Вы оцениваете ход подготовки к реальной работе в секторе обязательного страхования ОПО?

Александр Григорьев: Работа по подготовке к страхованию ОПО, так или иначе, идет, там есть много технических и технологических проблем. Остается целый комплекс нерешенных вопросов, касающихся того, как заработает закон, и какие документы будут приняты.

Реально с января 2012 этот рынок только начнет формироваться и поначалу серьезным драйвером роста российского страхования быть не сможет. При развитом рынке ОПО суммарные сборы составят 45-55 миллиардов рублей, но это может быть достигнуто не раньше 2013-2014 года, а до этого надо еще добраться, и неизвестно, в каком виде это будет.

Если будут приняты тарифы, предлагаемые РСПП, страховщики будут собирать всего 5 миллиардов, правда и выплачивать при этом будут соответственно в десятки раз меньше реального ущерба, а разницу опять будет возмещать государство.

NBRussia.com: Что еще Вы считаете принципиальной проблемой, тормозящей развитие российских страховых компаний?

К сожалению, проблем еще очень много. Оценивая рост 2010 год на страховом рынке, почти никто из экспертов не пишет правды – о возвращении схем, о безобразном демпинге, о том, что многие компании перестали просчитывать финансовые последствия своих действий.

Мы вернулись к докризисной ситуации, в том числе в том, что уровень РВД у страховых компаний совершенно зашкаливает (а никакими нормативами РВД не ограничены). Отсюда и «рисование» балансов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сознательная позиция компаний, таких как «Ингосстрах» или «Согаз», которые не идут в демпинг, на рынке пока редкость. Да, в результате мы недобираем премии (санируя портфель ДМС, «Ингосстрах» потерял миллиард, санируя региональные подразделения – порядка полутора миллиардов, из которых миллиард – только в Петербурге).

Но зато за 2010 год прибыль по МСФО по нашей группе составила 3,6 миллиардов рублей, по марже платежеспособности ОСАО «Ингосстрах» достигнуто двукратное превышение нормы и капитализация компании составляет 20 миллиардов рублей.

Пусть мы недополучили премии за конкретный период, зато к любым изменениям компания готова по всем параметрам. Но мало кто из менеджеров, с риском для своих годовых бонусов, готов повторить такое в интересах реального стратегического развития компании.

NBRussia.com: Подводя итоги, хотелось бы услышать Ваш прогноз о будущем финансовых рынков вообще и страхового в частности. Сможем ли мы реально воспользоваться улучшением конъюнктуры цены на нефть?

Александр Григорьев: Я не считаю дорогую нефть фактором улучшения. Нефть ведь нельзя есть, в нее нельзя одеваться, поэтому странам-нефтеэкспортерам не станет лучше: продукты питания и товары народного потребления надо где-то покупать, а инфляция будет убивать доходы от нефти, это так называемая «голландская болезнь». В 2006-2007 гг. многие руководители все время восклицали: «А что такого плохого в голландской болезни?» Но наступил 2008 год и «голландская болезнь» у нас в России отозвалась очень болезненно.

Развитие ситуации в 2011 году ничего хорошего не предвещает, и я мрачно смотрю на перспективы экономики. Россия получит тактический выигрыш за счет притока нефтедолларов, но стратегически опять возникнет ситуация «голландской болезни», так как внутренний спрос не растет и основные структурные проблемы экономики не решены.

Что касается страхового рынка, то учитывая низкую стартовую базу 2009 года, по показателями сбора страховой премии (без учета ОМС) будет двойственная ситуация. С одной стороны, 2010 год показал рост, больший, чем мы предполагали. Но сейчас, с учетом того, что тарифы не растут, новые объекты страхования не появляются, а в автомобильном бизнесе, скорее всего, будут серьезные сложности, остаются только 2 фактора роста - ДМС и ОСАГО (но уже не по отношению к низкой базе 2009 года, а к базе 2010 года). Фактором понижения, соответственно, будут демпинг и рост убыточности.

Во втором полугодии 2011 года будет явно меньшее количество автомобильных продаж. Это тоже фактор движения вниз. Поэтому общий прирост страховых взносов за 2011 год составит, я думаю, 3-4%.

А в 2012 году, если дополнительных стимулов не будет, ситуация станет еще хуже. Кроме того, ускоренно пойдет концентрация бизнеса. Прирост таких компаний, как «ВСК», «АльфаСтрахование», «Ресо-Гарантия», «Согаз», «Ингосстрах» и «Росгосстрах» будет гораздо большим – за счет падения всего остального рынка. Будет усиливаться перераспределение рынка в сторону компаний-лидеров. В целом, по моему мнению, 2011-2012 годы будут непростыми.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля