Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Принятие Федерального закона от 27.07.10 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» явилось вполне ожидаемым событием как для владельцев опасных объектов, так и для страховщиков. Здесь мы рассмотрим основные изменения, которые коснутся участников данных правоотношений с 1 января 2012 г., т.е. с момента вступления основных положений Закона № 225-ФЗ в силу.

15:00
Финансовая газета А. ГРИДИН, к.ю.н., главный юрисконсульт Регионального центра «Юг» ОСАО «Ингосстрах»
После аварии, произошедшей 17 августа 2009 г. на крупнейшей в Российской Федерации Саяно-Шушенской ГЭС, разговоры о необходимости принятия закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов зазвучали с новой силой. Стало абсолютно очевидно, что минимальный размер страховых сумм, установленный Федеральным законом от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 27.12.09 г.), абсолютно не адекватен размеру вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате аварии на опасном объекте. Потребовалась скорейшая разработка комплекса нормативно-правовых актов, направленных на законодательное урегулирование правоотношений, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на нем аварии.

Так, Федеральным законом от 27.07.10 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» были внесены изменения, в том числе в Закон Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Изменению подверглись положения ст. 32 Закона, в частности, в нее был включен п. 7.1, предусматривающий возможность устанавливать дополнительные требования к соискателям лицензии для получения лицензии на осуществление обязательного страхования в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования.

Одновременно ст. 24 Закона № 225-ФЗ установлено, что соискатель лицензии – субъект страхового дела, обращающийся за получением лицензии на осуществление обязательного страхования, должен иметь не менее чем двухлетний опыт ведения операций по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты.

Кроме того, чтобы быть допущенным к обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, страховщик должен являться членом профессионального объединения страховщиков, создаваемого и действующего в соответствии с главой четвертой Закона № 225-ФЗ. В Российской Федерации таким объединением является Национальный союз страховщиков ответственности, созданный в октябре 2005 г. (далее — НССО).

Учитывая изменения, зарегистрированные в учредительных документах НССО в связи с принятием Закона № 225-ФЗ и в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 225-ФЗ, Федеральная служба страхового надзора письмом от 30.12.10 г. № 10358/02-02, сообщила о внесении НССО в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков.

По состоянию на начало марта 2011 г., по данным НССО, членство в Союзе имеет тридцать один страховщик, три из которых являются членами-наблюдателями.

На внеочередном общем собрании членов НССО, состоявшемся 2 февраля 2011 г., были установлены размеры взносов в НССО в 2011 г., а именно: вступительный взнос — 6 млн руб. и членский взнос (для всех категорий членства) — 6 млн руб. Таким образом, вступительный и членский взносы, которые подлежат уплате страховщиками при вступлении в НССО, для большинства страховщиков являются неприемлемо высокими, с учетом имеющегося у них портфеля по страхованию гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Еще одна проблема, с которой столкнутся страховщики, имеющие намерение осуществлять с 1 января 2012 г. страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, это требования ст. 23 Закона № 225-ФЗ, предусматривающие обязательное участие страховщиков в перестраховочном пуле. Соответственно страховщики должны иметь или успеть получить до 1 января 2012 г. лицензию на осуществление перестрахования. При этом следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 22.04.10 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.11.10 г.) установил с 1 декабря 2012 г. минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего страхование в сочетании с перестрахованием равным, 480 млн руб.
Таким образом, вероятно, что с 1 января 2012 г. ряд страховщиков, хотя и имеющих желание принять участие в осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, не смогут этого сделать в силу объективных причин. По мнению экспертов, не более 60-70 страховщиков с 1 января 2012 г. будут допущены и начнут осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

Следует отметить, что постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, до настоящего момента не принято; его принятие планируется на II квартал 2011 г. До принятия указанного нормативно-правового акта страховщики не имеют объективной возможности получить лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Законом № 226-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2012 г. п. 4 ст. 8 Закона № 116-ФЗ будет изложен в следующей редакции:
«Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Закон № 225-ФЗ в отличие от Закона № 116-ФЗ, которым предусматривалась обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, страховать ответственность за причинение вреда, в том числе окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте, устанавливает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде.

К позитивным моментам принятия Закона № 225-ФЗ можно отнести установление в нем действительно адекватных страховых сумм, при этом максимальный размер страховой суммы может доходить до 6 млрд 500 млн руб. — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3000 человек.

Однако наличие столь высоких страховых сумм в совокупности с тем, что на текущий момент в Российской Федерации износ основных фондов предприятий, эксплуатирующих опасные объекты, составляет более 60%, что оказывает значительное влияние на степень риска, безусловно, повлечет за собой необходимость установления высоких страховых тарифов (соответствующее постановление Правительства Российской Федерации об утверждении страховых тарифов находится на стадии разработки).

Что касается применяемых коэффициентов, исходя из положений п. 8 ст. 7 Закона № 225-ФЗ, следует, что законодатель предусмотрел только два коэффициента страховых тарифов, могущих выступать в качестве повышающих. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.

Обращаясь к другим положениям и новеллам Закона № 225-ФЗ, необходимо отметить, что п.п. 1 п. 2 ст. 8 Закона № 225-ФЗ предусмотрено, что в случае причинения вреда жизни потерпевшего размер страховой выплаты лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти каждого потерпевшего (кормильца), составляет 2 млн руб. Таким образом, законодатель существенно увеличил размер страховой выплаты на случай причинения вреда жизни потерпевшего. По сравнению с размером страховой выплаты на случай причинения вреда жизни потерпевшего, равным 135 тыс. руб., который установлен п. 49 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7.05.03 г. № 263 (ред. от 8.08.09 г.), указанная сумма увеличена более чем в 15 раз.

Поскольку положения Закона № 225-ФЗ в части обязанности осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте подлежат применению только начиная с 1 января 2012 г., их реализация на практике с высокой степенью вероятности повлечет за собой возникновение и иных вопросов, требующих пристального рассмотрения и разрешения.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля